FSC. Здесь учат летать.
Высокие стандарты качества в авиации — это не только удобные кресла, монитор с фильмами и выбор крепких напитков в тележке приветливой стюардессы. Отнюдь нет.
В первую очередь здесь стоит поговорить о квалификации летного состава. Пилоты и бортпроводники должны быть обучены и готовы ко всем неожиданностям в небе. Каждые 6 месяцев экипажи должны проходить ряд тренингов на полнофункциональных авиатренажерах, а также подтверждать свои знания в области безопасности.
Вместе с командой Air Astana мы летим с визитом в Flight Simulation Company (FSC) — крупнейший в мире независимый тренировочный центр.
Летим в Амстердам, будет интересно!
2. Первый перелет — рейс Эйр Астаны до Атырау. Как известно, сейчас прямых перелетов из Алматы в Амстердам нет. ЭА летает, вот, через Атырау. На фото — летим над Аральским морем, вернее его остатками. Но море еще живое!
3. Отличный и насыщенный день в Атырау, вместе с командой Air Astana, об этом отдельно расскажу. И вновь — аэропорт, ранее утро в Атырау. На перроне грузится борт на Актау, также пришел рейсовый Аэрофлот, из Москвы.
4. Взлетаем на рассвете. Урал под крылом.
5. Незаметно пролетают несколько часов в пути и вот — под крылом Нидерланды. Так вот ты какой, край земли!
6. Амстредамщина, друзья. Рекомендую!
7. Тренинговый центр FSC находится совсем недалеко от аэропорта Схипхол, серьезного европейского хаба, что очень удобно для логистики. Нас встречает Юрий — Joeri Stoop, NP Compliance Monitoring Manager, рассказывает про компанию, основные моменты и достижения. А достижений немало!
8. В «авиапарке» компаний сейчас 14 сертифицированных полнофункциональных тренажёра (плюс два процедурных тренажера — FTD, Flight Training Device). 14 установлены здесь, в Амстердаме, еще два — в Мёнхенгладбахе (Германия) и в Будапеште, специально для Wizz AIr. В огромном ангаре, двумя рядами стоят эти «Избушки на куриных ногах». Некоторые из них, понятное дело, еще и шевелятся, если в них ведется обучение. Инфернальное зрелище, скажу я вам!
9. Здесь учат летать на семействе Boeing — 737 — 300 и 800, а также на «толстяках» 747 и 767.
10. В прошлом году парк пополнился и новым комплексным тренажером Boeing-787-9 (сертификат EASA, уровень D). Здесь даже к внешнему дизайну производители подошли творчески. Стоимость данного тренажера, к слову, 18 млн долларов США. Теперь можно представить объемы бизнеса. Как уже упоминал, FSC — крупнейшая независимая тренинговая компания в этой сфере бизнеса.
11. Эмбраеры? Пожалуйста! Популярные модели 170/190. Кстати, есть даже такая экзотика, как Dornier Do328JET.
11. По понятным причинам, постоянно востребованы тренажеры Airbus A320 CEO. Оба сейчас в работе. Кстати, FSC запланировала апдейты всех своих тренажеров А320: все они будут обновлены до стандарта 2.0сео с установкой новейших визуальных систем CAE Tropos 6000XR.
12. Помним о дизайне новых моделей? Так и здесь — A320 neo здесь блистает. Что же он умеет?
Новейший комплексный тренажер FSC — A320neo/ceo – произведен компанией CAE (7000XR Series) и оснащен самой последней визуальной системой CAE Tropos 6000XR. Данный тренажер сертифицирован EASA на уровень D и обладает конфигурациями Airbus standard Version 2.0 neo и ceo с 4 возможными видами двигателей. Этот тренажер может использоваться как для курсов переучивания на тип, так для периодических тренировок авиаперевозчиков по всем типам семейства А320.
13. А что мы все мимо и мимо ходим? Пора и внутрь! Вот, в этом тренажере сейчас отрабатывает различные экстренные ситуации экипаж Air Astana, как и указано на мониторе. Заглянем?
14. Здесь интересно! Пилотируют действующие вторые пилоты Air Astana Леонид Татаренко и Марсель Сагандыков.
15. Что выберет на этот раз инструктор? Отказ левого двигателя? Столкновение с птицей? Пожар правого? Разгерметизация кабины? Аварийные процедуры должны быть отработаны у пилотов до автоматизма! Именно для этого, каждые полгода, согласно стандартам EASA, пилоты приезжают сюда и тренируют и оттачивают навыки. Случись что — реакция должна быть мгновенной и предельно корректной.
16. В FSC ежегодно проходят обучение более 1500 пилотов и бортпроводников со 160 авиакомпаний со всего мира! Ребята из Эйр Астаны здесь проходят как переучивание на новый тип, в том числе после первоначального обучения Ab Initio (помните, писал про летную школу в ирландском Корке?), так и поддержание необходимой лётной квалификации. Авиакомпания сотрудничает с центром уже 11 лет, с 2007 года, отношения с немалой историей.
16. Попробовали и мы «полетать» на новом процедурном тренажере (FTD, Flight Training Device) Airbus А320. Конечно же, очень интересно!
18. А вот реальный кокпит Airbus A320, именно того борта, на котором мы летели до Атырау — P4-KBA. Не специалист разницу не увидит. В этих симуляторах продумана каждая мелочь.
19. Спустимся вниз? Отсюда эти избы на курногах выглядят еще более фантастически! А учитывая, что часть из них в этот момент еще и двигается — зрелище сюрреалистическое!
20. Как это работает? Давайте рассмотрим.
Система подвижности приводит кабину тренажера в движение, что позволяет пилотам ощущать созданную им нормальную, продольную и боковую перегрузку и угловые ускорения по всем трем осям. В виду ограниченности хода платформы имитация перегрузки выполняется только кратковременно, но это считается достаточным, так как ключевой информацией для пилота является изменение перегрузки, вызванное управлением, а не само значение перегрузки.
21. А это, как я понял — уже история учебного центра. Похоже, раньше тренажеры делали на базе кабин отслуживших своё лайнеров. Сейчас же — это совершенно другие, сложные системы, только внутри имитирующие кокпиты современных самолетов.
22. Идём далее. Раз в три года пилоты должны проходить тренинг по аварийно-спасательным процедурам. Пилоты Эйр Астаны проходят такие тренинги ежегодно, на базе собственных учебных центров в Алматы и Астане. Но и здесь, в FSC, есть возможность подтвердить и освежить свои знания, что мы сейчас и наблюдаем. Леонид и Марсель проверяют навыки работы со спасательными жилетами, что обычно «находятся под вашим креслом». Хлопок — и жилеты мгновенно надуваются.
23. Зачем в салоне каждого самолета есть по штату топор? Конечно же, чтобы рубить! Рубить панели внутренней обшивки, чтобы во вновь созданное отверстие запустить пену из огнетушителя в случае возгорания проводки. Видите дырки? Наши ребята добавили туда еще пару. Размахнись плечо!
24. На разных типах — разное спасательное оборудование. Где-то надувные трапы, а где-то и специальные плоты. Нужно уметь со всем этим обращаться. Учат надежно.
25. Что ж, на этом, пожалуй, и всё. Мы увидели, как обучают пилотов. Как летать, так и решать вопросы авиабезопасности. Все всерьёз.
26. Летим домой. После перелета Амстердам-Москва Аэрофлотом, борт Эйр Астаны встречает привычным, домашним гостеприимством. Дома хорошо.
Другие репортажи по Эйр Астане:
Убей в себе аэрофоба!
Лётная школа на Изумрудном Острове
Центр по ремонту конструкций и компонентов воздушных судов авиакомпании Air Astana
Работа в авиации
Шарклеты Эйр Астаны
Коучинг в авиакомпании Air Astana
Новый Боинг-767 авиакомпании Air Astana
Новый Embraer-190 авиакомпании Air Astana