Убей в себе аэрофоба!

Итак, мой дорогой друг, давай констатируем очевидный и понятный факт.
Ты — аэрофоб. Да-да, именно ты, не нужно оглядываться.

Нет? А почему же при взгляде на распечатку авиабилета у тебя немедленно холодеют руки, а в ушах начинают бить колокола громкого боя? Зачем ты стараешься сесть у аварийного выхода и недобро поглядываешь в течении полета на ручки аварийного люка, причем инструкцию по его открытию ты вызубрил настолько, что поправляешь бортпроводников? Почему при взлете ты только на эшелоне замечаешь, что твой сосед пытается отгрызть себе руку, потому что ты вцепился в нее, вместо подлокотника, мертвой хваткой питбуля? Так все таки ты аэрофоб? Ну что ж, первый шаг сделан, проблема диагностирована и признана лучшим психологом в мире — тобой, конечно. Будем решать?

a5872b3b-af27-4c8e-a152-e5c426c07fb3 (1).PNG

Будем.
Что такое аэрофобия и чем ее запивают можно подробно узнать на тренинге от авиакомпании Air Astana, где мне, совершенно неожиданно, довелось принять участие. Компания подобралась отличная — собственно аэрофобы в количестве, журналисты в качестве и, местами, блогеры авиационно-споттерского толка, не побоюсь этого слова. Все было как положено — аэрофобы боялись, журналисты фиксировали, психологи успокаивали и учили летать с комфортом. Все дружно узнали много нового.

Что ж, приступим.

Самолеты — это крайне надежные машины. Знаете, что такое двойное/тройное резервирование систем? При отказе, предположим, гидравлической системы, автоматически включается резервная, полностью независимая система. Отказ двигателя? Всегда есть, как минимум, второй, а то еще и 2-3. Исключение — Ан-2, если тебе посчастливится найти рейс на кукурузнике, конечно, там — да, движок один, но это полностью компенсируется возможностью приземлится на любой полянке. В практике авиакомпании был случай, когда гусь-камикадзе пошел на таран двигателя прямо на взлете Боинга в Атырау. Движок такому маневру несколько удивился и немедленно был отключен экипажем, во избежание. Большой проблемы не случилось — взлетев на втором двигателе, борт покружился над городом и спокойно сел здесь же. «Гудзонское чудо» показывает нам, что и в случае с остановкой двух двигателей, есть немалый шанс спокойно сесть, пусть и на воду, и спокойно эвакуироваться на спасательных плотах. Когда еще вы сможете поплавать на надувных трапах? Авиаинженеры — профессионалы высшей пробы и настоящие специалисты своего дела, Тимур Якупов и Андрей Олия, подробно рассказали нам о многих нюансах авиации, которые простые пассажиры не видят.

Air_Astana12.JPG

Проблемы на эшелоне решаемы — самолет способен планировать с высоты  10 000 метров до двухсот километров. Прекрасный пример — аварийная посадка Ту-154М в Ижме, рекомендую к прочтению.

А если ты, мой дорогой аэрофоб, захочешь разбить иллюминатор, дабы вкусить ветер свободы (и пусть на эшелоне кислорода исчезающе мало), то возникнет некоторая проблема — внешний пластик иллюминатора крайне сложно разбить даже кувалдой, в тепличных условиях. Наши собеседники, в целях сугубо научных, проводили такой эксперимент — били кувалдой списанный снятый пластик окошка. Безуспешно, в чем и признались. Не скажу, что этот факт меня расстроил. Как, впрочем, и открытие аварийного люка на высоте — это нереально (что, впрочем, не исключает такого развития событий на пробежке — здесь категорически не рекомендуется экспериментировать).

Отдельно следует отметить, что ни одна серьезная авиакомпания в мире не пойдет на отмену необходимых по регламенту технических процедур, даже в случае задержки рейса. Безопасность прежде всего, и если необходимо, к примеру, проверить самолет после позднего прибытия, то все работы будут проведены в необходимом объеме, и я, как пассажир, это прекрасно понимаю, и спокойно жду в терминале. Встречаются и возвраты самолетов в порт вылета, причем иногда из-за ложно сработавшего датчика об опасной ситуации. Без вариантов — лучше перестраховаться, это уже понятно даже тому несчастному гусю. И это, как раз, повод успокоиться, а не паниковать.

В целом, можно взять за аксиому следующее

— самолет исправен по умолчанию (иначе бы его не выпустили в полет)
— самолет способен безопасно приземлиться даже в случае технических проблем
— экипаж обучен и способен не только летать штатно, но и действовать в случае какого-либо ЧП

А бортпроводники? Да, они накормят тебя, и даже нальют вискарика быть может, но вот главная задача их вовсе не в этом. В случае ЧП — именно бортпроводники сделают все, чтобы ты, мой дорогой пассажир, покинул самолет безопасно, и по возможности, в целом виде. Опять же, надувная горка, а затем — чудовищной силы и накала пост в фейсбученьке или вконтактике.

Хорошо, мы разобрались с технической точки зрения. Летать — весьма и весьма безопасно. Не буду приводить статистику, ты и сам ее видел много раз — летать безопаснее, чем рулить своим персональным автомобилем. Но вот беда — аэрофобия — это, в первую очередь — фобия, которая, хоть и по симптомам крайне похожа на страх, но являются эдакой вещью в себе, явлением иррациональным и не поддающимся обычным объяснениям. И здесь на помощь приходят специально обученные люди — психологи и психиатры, дяди и тети с добрыми глазами и уверенными жестами.

Air_Astana22.JPG

За определенную сумму они берутся избавить вас от болезни. Да-да, с точки зрения психологов и психотерапевтов, аэрофобия — это болезнь, которая весьма успешно лечится. Методики проверены временем и тысячами благодарных пациентов. И правда, почему бы нет? Ну а на тренинге, специалисты поделились важными вещами — как успокоиться и без дозы коньяка долететь до назначенной цели. Опять же, обострения фобии обычно случаются на взлете и посадке. Можно и нужно справляться с этими всплесками фобии!

Во-первых, это так называемая самопомощь.
— умей правильно дышать. загугли, в сети полно советов, причем работающих.
— попробуй расслабиться. сауны с девочками (гм, ну или со стриптизерами, смотря что ты предпочитаешь) не предвидится, поэтому расслабляемся только мышечно, порой через силу. Потому что надо.
— самомассаж — это не только странное слово, но и занимательное зрелище для соседей по ряду. Но, в конце концов, тебе правда важно, что о тебе подумает зеленоглазая соседка с четвертым размером, или брюнетистый мачо с выражением лица а-ля Бандерас? В том конкретном случае тебе явно не до них, так что вперед, массировать собственные бока и прочие доступные мышцы (гусары молчать!).
— Воздействуй не только на собственную физиологию! Работай ментально! Бить дубинкой мачистого соседа необязательно, нужно всего лишь думать. Думать отстранено, представлять что-то хорошее, доброе светлое (купленная в дьюти фри бутылка Джеймсона сойдет). Переключи внимание! За окошком крыло шевелится, а земля убегает? Черт с ним, с окном, обрати внимание на четвертый размер, это куда интереснее, да и соседка будет польщена (ты же в себе уверен, правда?).

Air_Astana32.JPG

Ты летишь с попутчиком, возможно с близким человеком, который не разделяет твои опасения и чувства (бездушная сволочь!), но готов помочь тебе, да не знает как? Распечатай и дай прочесть ему следующий абзац:

— будь спокоен, в плане будь собой. Излучай уверенность в завтрашнем дне и моменте окончания полета. В данном случае — ты основа и опора, действуй!
— возьми такого близкого, но такого далекого, в данный момент аэрофоба за руку, обними. Телесный контакт!
— переключи его внимание! Новый, ужасно неприличный анекдот? — отлично! Новость о внезапном увольнении общего начальника? — неплохо, самое время обсудить! Рассказать своей пассии о шашнях на стороне? Сработает на отлично, но за последствия не ручаюсь.
— «подышите» вместе. разучи пару дыхательных гимнастик, в конце концов — это в твоих интересах!

Как это работает — наглядно можно увидеть в коротком ролике:

В общем, советы дельные и нужные. К сожалению (или к счастью), в моем окружении аэрофобов немного, но они нередко встречаются в качестве соседей по креслу. Теперь-то я знаю, как действовать, чтобы успокоить паникующего пассажира. После первого применения опыта несомненно поделюсь.

Ну а мы идем дальше. После тренинга всем желающим было предложено попробовать свои силы на профессиональных тренажерах от Боинга, Эйрбаса и Эмбраера. Ну кто же откажется, правильно?

Air_Astana42.JPG

На следующем фото мой коллега по хобби Николай Устинов успешно приземляет Эмбраер в мой любимый аэропорт Схипхол.

Air_Astana62.JPG

Вот, в целом, и все. Рекомендую посетить следующий тренинг по борьбе с аэрофобией от Эйр Астаны, по словам фобов — им он реально помог и они уже готовы к следующему полету, дабы проверить новые навыки в деле.

От себя хочу поблагодарить авиакомпанию за приглашение на мероприятие, это было реально интересно!

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *