Факт — ни один автомобильный музей в мире не сравнится с Кубой. Вся Куба, по сути, это огромная выставка олдкаров на ходу, ну а Гавана — парадная витрина.

Лучшие кабриолеты, прямиком из 50-х годов, сверкают здесь своими лакированными крыльями, катая туристов по городу. Шевроле и Доджи конкурируют здесь со старыми Москвичами и Жигулями. Прокатимся?

2. Автопарк Гаваны, с некоторой натяжкой, можно разделить на следующие категории:

  1. Американская классика
  2. Советские/российские автомобили
  3. Новые китайские/корейские/японские машины
  4. Европейские автомобили, совсем небольшая доля рынка.
  5. Ну и грузовики, большей частью старые советские, во всех ипостасях.

3. Если у кубинца, каким-то чудом, есть свой личный, зачастую оставшийся от деда автомобиль, то бережет он его как зеницу ока. Холит и лелеет, моет и лакирует. Машина здесь должна блестеть, она — кормилица и главное достояние семьи.

4. Запрет на продажу автомобилей был введен на Кубе сразу после революции, когда к власти пришел Фидель Кастро . В результате импорт новых автомобилей на Кубу практически прекратился: отдельные партии поставлялись только из СССР и некоторых социалистических стран. В основном завозились специальные автомобили (медицинские, пожарные машины) и грузовики.

5. После революции граждане не могли продать купленный до 1959 года автомобиль, поэтому старые машины передавались по наследству как семейная реликвия. Соответственно, ВСЕ старые машины здесь были завезены на остров до 59-го года. Вот такой расклад.

6. В 2013 году правительство Кубы отменило систему, которая и привела автомобильное хозяйство страны до такого удивительного состояния.

7. Сложилась удивительная ситуация, немыслимая в любом другом уголке мира. Здесь не существует автомобильных свалок, авторазборов, если где-то и валяется в закоулке проржавевший автомобиль, то можно быть уверенным — там были бессильны даже кубинские автослесари-чудодеи. Но большая часть этих машин -живее всех живых.

8. Уверен, кубинцы — самые внимательные и осторожные автовладельцы в мире. Иначе здесь никак.

9. Смотрите, какие замечательные экземпляры здесь попадаются! Что это вообще, такое розовое, да столетнее? Оговорюсь сразу, в американской классике я разбираюсь как пингвин в сольфеджио, поэтому уточнение по маркам  моделям приветствуются.

10. Мерседес — более, чем редкий зверь в этих краях!

11. Американской классики здесь, кстати, не столь много, как может показаться на первый взгляд. На Кубе навалом конструкторов на колесах, где морда может быть от Форда, Крылья от Шевроле, а двери подогнали от Бьюика. Что поделать, с запчастями на олдкары не просто беда — катастрофа!

12. Но вот в центре Гаваны, специально для туристов, все самое лучшее и самое красивое!

13. Правда вот не исключено, что под капотом этих красавцев урчит не родной пожиратель бензина V8, а современный движки от Hyundai, или же вообще, дизели от российского автопрома. Более того, в некоторых машинах вполне себе сносно работают, говорят, моторы от катеров. Не представляю, как.

14. А еще на Кубе принято подвозить людей. Есть специально обученные граждане, которые тормозят попутки и подсаживают людей за небольшую плату. Водитель может и отказаться, однако велик шанс получить жалобу в Комитет по Защите Революции. Впрочем, туристов эта система, обычно не касается.

15. Туристам подавай открытые тачки в кислотной расцветке, да обзорные туры по Гаване. Эх, прокачу!

16. Крылья, ноги? Главное — хвост! Хотя нет, всё таки крылья! И брови.

17. Хотя можно и просто добраться до нужного места на менее красивом старичке.

18. Немало здесь и эталонных Жуков.

19. В Гаване два главных места, где кучкуются, в ожидании туристов, элегантные кабриолеты. Во-первых это — Аллея Марти. Совсем неподалеку от Капитолия, в самом туристическом центре города.

20. Все равны, как на подбор. Розовый и алый — в приоритете.

21. Чуть дальше, в сторонку — встречаются и остальные цвета.

22. Ну и во вторых, это — площадь Революции. Культовое место.

23. Концентрация розового и открытого здесь запредельна!

24. Но ведь красиво, черт возьми!

25. Ладно. Хватит нам гламура образца середины прошлого века. Перейдем к рабочим лошадкам, их здесь куда как больше! Зубастый кубинский привет!

26. Наше вам, с шашечками.

27. Хром и лак! В Гаване это — обычная, ничем не примечательная машина. Теперь представим ее у нас?

28. Окраина Гаваны. Этот Плимут (?) слегка утомился.

29. Кем был этот зверь в буйные времена его молодости, не помнит, наверное, и хозяин. Ну вот теперь он, положим, Лада. Вот такая вот странная Лада.

30. Пикапы вот нам почти не встречались почему-то. Или все они у фермеров колхозников, или вот даже не знаю. Одного красавца, все же занял.

31. Но время переходить к серьезным аппаратам. Батюшки, никак это старый добрый ЗиЛ-131?? Да-да. Но друзья предпочитают называть его Хино. Хино трудится водовозом — в центре Гаваны уже лет эдак 70 нет водопровода (дикая дичь, но об этом потом). Выручают ЗиЛы-цистерны.

32. Впрочем, ЗиЛов здесь навалом, пожалуй, больше чем у нас. 130-е в хорошем ассортименте.

33. То ли закачка воды, то ли — совсем наоборот. Самый центр, сервис для отелей.

34. Идем, вернее катим, далее. Жигули вы мои Жигули. И Москвичи — тьма их, куда нашим сельским районам, у нас почти все давно сгнило. А здесь же — еще местами блестит и сверкает.

35. Хотя нет. Не везде. Обычная картина какого-нибудь райцентра, если бы картину не палил экскурсионный автобус. Да и пальмы..

36. Из Москвичей здесь любят АЗЛК. Их гораздо больше, чем тех же 412-х и прочие Комби.

37. Нет, это слишком лютый диссонанс! Не должно быть так.

38. Но на третий день в Гаване, к такому соседству просто привыкаешь.

39. А через неделю УАЗик рядом с каким-нибудь Шевроле 50-лохматого года кажется абсолютно органичным соседом. А что не так-то здесь?

40. На самом деле, все, конечно не так. Я еще понимаю АЗЛК с его почти сантиметровой броней. Но как здесь сохранился 2141?

41. Впрочем, семерки здесь вообще в идеальном состоянии. Не бита, не крашена, одна хозяйка, бабушка в супермаркет ездила. Вон же она. И ведь сразу веришь, с первого взгляда. Все так. За исключением супермаркета.

42. Как мы помним, в 2013-м году правительство Кубы ослабило ограничение на импорт новых машин. В стране появились новые автомобили, чего местные жители не видели уже давно.

436. Большей частью, начали завозить китайские Geely и MG. Часть из них ушла работать в такси, возить за валюту интуристов, другая часть — в государственные прокатные конторы, с той же целью. Наценка на новые автомобили достигала 450%!!! Здесь непонятно главное — откуда у людей там ТАКИЕ ДЕНЬГИ?

Впрочем, не удивительно, что за первые 6 месяцев 2014 года, по всей территории Кубы было продано всего 50 автомобилей. Особенно если учесть, что средняя заработная плата на Кубе составляет 20-30 долларов США в месяц. Данные, к слову, отсюда.

 

44. Вообще, в таксопарках Кубы полный разброд и шатание! Здесь и старые ВАЗы пятой-шестой серии, убитые просто в хлам.

45. На такой вот нам даже удалось прокатиться. Каким чудом этот аппарат передвигался без конной тяги — уму непостижимо! Как  говорил мой дядюшка: «Бердан калибр девятый номер. Свистел, пердел, на утро помер».  Простите. Этот Бердан еще лет десять будет свистеть. Пока водитель не провалится в насквозь проржавевшее дно.

46. Немало, немало здесь и корейцев, условно новых.

47. Внезапная жемчужина в шлаке гостакси — это Лада Веста, тысяча чертей! Вот уж не думал, что буду так радоваться когда-либо ВАЗу! Полгода назад на Остров Свободы была поставлена первая партия российских Вест (344 машины) для государственной таксомоторной компании Taxis Cuba. Теперь эти машинки успешно конкурируют с китайскими собратьями. Удивительно, но мне они понравились куда больше, чем китайские клоны Шевроле Круз под лейблом Джили. К слову, стоимость Лады Весты здесь, по словам его водителя — 50 000 долларов США. О такой марже не мечтают даже торговцы оружием и черным деревом. 

48. Что еще? Кареты/фаэтоны/фиакры здесь возят за валюту туристов. Чуть дальше из города — и карета превращается в тыкву и возит уже кубинцев за неконвертируемое песо.

49. Велорикши — заклятые враги фиакрам.

50. Впрочем сейчас в Гаване нет низкого сезона. С приходом американцев — сезон всегда высокий. И всяк найдет себе богатого туриста. Эти ребята не спешат. Они понимают жизнь.

51. Ребята, кстати, привычные, пару тучных туристов везут запросто.

52. Ну, или карго-перевозки. Это уже бизнес для местных. Диван не нужно перевезти? Это мы разом.

53. Ну и вишенкой на торте расскажем про коко-такси или «кукарачу». Берем итальянский мопед, навешиваем на него местную пластиковую будку странной формы — вуаля. Готова абсолютное дикое, но слегка симпатичное средство передвижения. Рекомендовать не буду, но прикольно 🙂

Хотя в целом, это все наносное. Ничуть не удивлюсь, если, в следующий мой визит на Кубу, лет эдак через 20, все сильно изменится. Радикально.

За исключением американской классики. И даже тогда я встречу этих старых знакомых — открытых Бьюиков и потрепанных Плимутов, прямо там, возле Gran Teatro de La Habana. Поглажу по лаковому алому крылу, а водила в соломенной шляпе все так же крикнет мне — «Синьор, это лучшая машина на всей Кубе! Всего за 30 долларов мы покажу вам Гавану, поехали?»