Музей «Air Force Center» малоизвестен в широких кругах Однако он наиболее полно отражает историю развития военной авиации Швейцарии, и посетить его, будучи в Цюрихе, просто необходимо!

В экспозиции можно увидеть как аэропланы времен зари авиации, так и реактивные самолеты, еще недавно стоявшие на боевом дежурстве. Изучим вопрос внимательнее?

2. Air Force Center расположен на авиабазе Dübendorf, недалеко от Цюриха. 20 минут на электричке и 10 минут пешком.

3. У входа установлен F-5E Tiger II в ливрее пилотажной группы Patrouille Suisse.

4. Эти ребята летают просто отлично, наблюдал их на авиашоу ILA, рекомендую.

Билет стоит 15 франков, а вот если вы военный, в форме, то всего 6.

5. Встречает нас, в первом зале, реплика знаменитого самолета Bleriot XIb. Именно на такой вот фанерке Луи Блерио пересек первым Ла-Манш, в 1909 году.

6. А эта чудесная хвостатая этажерка — реплика уже швейцарского самолета, Häfeli DH-1.

7. Да, в Швейцарии, в то время, производили военные самолеты. В 1915 году в «Eidgenossisches Konstruktions Werkstatte» («К+W», EKW) было сформировано авиационное подразделение, получившее название «Abtellung Flug». Главным конструктором компании был назначен Август Хефели, по его имени и назвали ряд моделей.

8. Конкретно этот тип Хефели был  разработан в 1915 году как разведчик, было даже построено шесть экземпляров, три из которых разбились.

9. Следующий Хефели здесь же — Häfeli DH-5. Фронтовой разведчик, принятый на вооружении ВВС Швейцарии в 1922-м году. Казалось бы, прошло всего 7 лет, однако технологический скачок здесь прослеживается просто гигантский.

10. Здесь же стоит Fokker C.V. — нидерландский многоцелевой самолет, разведчик, легкий бомбардировщик и двухместный истребитель.

11. Этот тип производился с 1924 года, однако успел повоевать даже во Второй Мировой. С одной стороны обшивка самолета снята, можно изучить устройство машины.

12. Под тентом спрятался Dewoitine D.27 — французский истребитель межвоенного периода. Первый полёт совершил 3 июня 1928 года. Очень худая и узкая машинка.

13. Идем дальше, здесь аппараты уже времен Второй мировой. Снизу стоит P-51D Mustang — американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия. После войны Швейцария закупила 130 Мустангов, по $4000 каждый, и эксплуатировали из до 1958-го года.

14. А эта вот — интересная птичка, Шторьх — Аист. Полное имя —  Fieseler Fi156C-3 Storch. Широко известен как связной самолет Люфтваффе. Эксплуатировался и швейцарцами.

15. Россыпь белых крестов на красном фоне. Пикирует Messerschmitt Bf.108 Taifun — предвестник 109-го.

16. А вот и его братец, широко известный Эмиль — Messerschmitt Bf 109E-3. Перед войной швейцарцы закупили 80 Мессеров, которые даже успели повоевать с фрицами. Почитайте, это интересно!

1 июня 1940 г. формация из 36 бомбардировщиков He.111, вылетевших на задание в район Марселя, решила «срезать угол» через воздушное пространство нейтральной страны. На перехват было поднято 12 швейцарских «Мессершмиттов» — нарушители попробовали оказать сопротивление. В результате два немецких самолета было уничтожено. Швейцарцы потерь не понесли.

4 июня 1940 г. состоялась «акция возмездия» — одинокий He.111 выманил 12 швейцарских Bf.109E на территорию Франции, где те попали под удар 28 истребителей Люфтваффе. В результате короткой схватки бомбардировщик-нарушитель и два немецких Me.110 были сбиты. Собственные потери швейцарцев составили 1 самолет.

Дело принимало серьезный оборот — крошечная страна и её «игрушечные» военно-воздушные силы отчаянно не желали пропускать самолеты Люфтваффе и жестко пресекали любые нарушения своей границы.

8 июня 1940 г. был предпринят открытый рейд на швейцарскую территорию — группа бомбардировщиков He.111 (KG 1) под эскортом 32 Bf.110C (из II/ZG 76) попыталась нанести удар по аэродромам ВВС Швейцарии. Планам фашистов помешал случай — на пути группы оказался патрульный EKW C-35. «Кукурузник» был немедленно сбит, но перед своей гибелью он успел поднять тревогу. На перехват немедленно вылетели двенадцать Bf.109. В завязавшемся воздушном бою швейцарским летчикам удалось сбить три «Мессершмитта» в обмен на потерю одного своего самолета. Потерпев фиаско в воздушных боях, немцы более не решились искушать судьбу. 

40-дневное противостояние Люфтваффе и «Швайцер люфтваффе» стоило немцам 11 самолетов. Потери швейцарцев оказались заметно ниже — всего 2 истребителя Bf.109E и один патрульный С-35
(с)

Вот один из тех героических Эмилей.

17. Morane-Saulnier MS.406 — французский  истребитель, производившийся на территории Швейцарии. Всего было выпущено 300 бортов для нужд местных ВВС. По факту, Моран-Солнье оказались куда хуже тех же Эмилей.

18. Приземлялись сюда, в Дюбендорф, и Me-262, судя по старым фото.

19. Здесь же смоделирован наблюдательный пункт тех лет.

20. EKW C-36 — швейцарский перехватчик, который больше использовался как тренировочный самолет.

21. А это тот же C-36, только уже конвертированный в буксировщик воздушных мишеней. C-3605 Schlepp. 

22. Еще один американец — легкий транспортный, учебный и аэрофотосъемочный самолет Beech C-45 / JRB Expeditor.

23. Очень популярная машина, произвели более 9000 экземпляров.

24. Переходим в следующий зал. Здесь уже послевоенный период.

25. Еще одна популярная машина от Бич — Beechcraft E50 Twin Bonanza. Это уже 50-е, за 10 лет произвели около тысячи самолетов такого типа.

26. Здесь, кроме самолетов, тоже много чего интересного. Что вот это  — уже не помню.

27. Общий вид на зал.

28. А еще здесь есть окно, выходящее прямо на военный аэродром. Например, здесь базируются  «Тётушки Ю» (Tante Ju) — Junkers Ju-52/3m ассоциации JU-AIR. Всего в ассоциации 4 трехмоторных Юнкерса, которые, несмотря на возраст, до сих пор радуют полетами любителей авиации.

29. Удивительно, но сюда летают и гражданские самолеты. CRJ-700 — Consolidated Contractors Company.

30. Конечно, как в Швейцарии — и без Эрликона?

31. Удобно — подвешенные под потолком самолеты можно осмотреть и с балкончика.

32. Британский Вампир — De Havilland DH.100 Vampire. Второй реактивный истребитель Королевских ВВС. Произведено около 4400 машин . «Вампир» экспортировался примерно в 30 стран мира. Швейцария сама собирала для своих ВВС этот тип, 100 бортов было на вооружении.

33. Последователь Вампира — Веном — De Havilland DH.112 Venom — истребитель-бомбардировщик. Целая диорама — запечатлен момент обслуживания двигателя. Швейцария активно закупала этот тип после войны.

34. А это —  печальный фургончик аэродромной команды.

35. А это Dassault Mirage 3RS — французский многоцелевой истребитель 60-х годов в модификации разведчика. Сборка конкретно под Swiss Air Force, 18 бортов было на крыле.

36. Этот самолёт был оборудован пятью фотокамерами OMERA 31, расположенными в носовой части фюзеляжа, на месте основного радара.

37. FAA P-16 Mk.II — швейцарская попытка создать надежный штурмовик. Попытка провальная, хотя и симпатичная.

38. В 50-х годах Швейцария пробовала создать свой реактивный штурмовик, но после того, как целых две машины упали в Боденское озеро при испытаниях, заказ на сотню самолетов был отменен и Швейцария обратила внимание на проверенные Hawker Hunter. Что ж, зато сохранили один из прототипов, на память.

39. Вот как раз такой вот Hawker Hunter F.58 пришел на замену. Британский околозвуковой истребитель-бомбардировщик широко экспортировался по всему миру и принимал участие во множестве вооружённых конфликтов. Отдельные «Хантеры» продолжали эксплуатироваться до 1990-х годов.

40. Хантеры служили в ВВС Швейцарии с 1958 по 1994 в количестве сотни бортов. На них даже летали, в свое время, пилотажники из Patrouille Suisse. 

Под потолком также замечен Хантер за номером J-4088, столкнувшийся с собратом в 1984. Оба борта тогда разбились.

41. А вот еще один Hawker Hunter, с хитрым альпийским лисом по имени Робин Гуд.

42. Уникальный самолет перед нами! EFW N-20 Aiguillon (Жало) — первый швейцарский реактивный истребитель образца 1952-го года.

43.  Что же в нём удивительного? А то, что самолет имеет целых 4 реактивных двигателя, встроенных в крыло!

44. Несмотря, а быть может и вопреки необычному дизайну, самолет не показал заявленных характеристик и дальше прототипа дело не пошло. А жаль, самолетик получился крайне необычным.

45. Посреди музея есть и свой кинозал, где показывают исторические фильмы и проводят лекции, прямо посреди экспонатов. По уму.

46. Что еще? Мобильное место диспетчера.

47. Очень странный агрегат на тележке.

48. Вертушки представлены там совсем слабо — только одинокий «жаворонок» Sud-Est SE.3130 Alouette II и защищал честь вертихвостов.

49. Что ж, пора прощаться с музеем. Небольшая, но очень уютная площадка, напичканная экспонатами как килька в банке. Однозначно рекомендую к посещению всем любителям военной авиации. Здесь интересно!

Серия авиационных музеев:

Музей морской авиации Индии в Гоа
Aeroscopia — музей от Airbus в Тулузе
Монино. Главный авиамузей России.
Музей турецких ВВС в Стамбуле