Аэропорт Тулуза-Бланьяк — это не только завод и штаб-квартира компании Airbus. Здесь расположен и авиационный музей Aeroscopia с интереснейшими летательными аппаратами.

Aeroscopia (60).jpg

От истребителей времен Холодной войны до гиганта Супер Гуппи — экспозиция весьма разнообразна!

2. Планируя выходные в Тулузе, мы сразу же записали несколько часов на этот музей. Прилетев в Бланьяк и оставив чемодан в камере хранения (тот еще психоделический квест, осложненный маниакально-депрессивным психозом сотрудников), мы отправились в Аэроскопию. Несмотря на то, что музей территориально находится в аэропорту, от терминала идти пешком не вариант — долго. Uber и бесплатный wi-fi в аэропорту решили вопрос, и вот мы на месте.

Aeroscopia (71).jpg

3. Сначала попадаем в длинный холл, где покупаем билеты (11,5 евро).

Aeroscopia (65).jpg

4. И выходим в большой ангар, где и собраны все экспонаты. Самолетам здесь тесно, посетителям — интересно.  Первой на нас выплывает «рыбка» Супер Гуппи — Aero Spacelines Super Guppy.

Aeroscopia (1).jpg

3. Супер Гуппи был разработан в США компанией Aero Spacelines и построен в количестве 5 экземпляров, на базе самолета Boeing C-97 (военный вариант Boeing 377). Носовая секция фюзеляжа, как видите, отъезжает вбок, для загрузки негабаритных грузов.

Aeroscopia (9).jpg

4. В начале 1970-х два Super Guppie использовались компанией Airbus Industrie для доставки крупногабаритных частей на завод окончательной сборки в Тулузе. В 1982 и 1983 годах еще два самолёта были построены во Франции компанией UTA Industries после того, как Airbus приобрел права на выпуск самолёта.

Aeroscopia (2).jpg

4. Передняя секция. Снизу находится дверь в кабину пилотов.

Aeroscopia (3).jpg

5. Из пяти построенных бортов сейчас на крыле только один — NASA до сих пор эксплуатирует одну «рыбку»для своих целей. С приходом нового транспортного самолёта сходной конфигурации — Airbus Beluga — остальные самолёты были выведены из постоянной эксплуатации.

Aeroscopia (4).jpg

6. Идем дальше. Вид на ангар.

Aeroscopia (5).jpg

8. На балкончике установлены модели всех серийных самолетов Airbus.

Aeroscopia (6).jpg

9. Точно такой же A300B стоит слева в живую.

Aeroscopia (12).jpg

10. И завершает ряд моделей новый A350.

Aeroscopia (15).jpg

11. За стеклом стоят исторические модели, такие как этот носатый трехмоторный лайнер.

Aeroscopia (11).jpg

12. Уголок военной истории.

Aeroscopia (10).jpg

13. Подходим к первому самолету от Airbus — A300B.

Aeroscopia (13).jpg

14. A300 — это одновременно и первый самолет компании Airbus, и первый широкофюзеляжный самолет с двумя двигателями. Первый полет этот тип совершил в 1972-м году.

Aeroscopia (17).jpg

15. Airbus стал первым производителем, использующим композиционные материалы на своих самолетах, что позволило значительно снизить вес. Boeing пришел к этому позже.

Aeroscopia (34).jpg

16. В июле 2007 года производство A300 было прекращено для того, чтобы использовать производственные мощности для сборки самолётов более новых серий.

Aeroscopia (30).jpg

17. Последний самолёт этого типа был поставлен 12 июля 2007 года для грузовой авиакомпании FedEx. За всё время производства был сделан 561 широкофюзеляжный самолёт A300, из них часть еще на крыле.

Aeroscopia (21).jpg

18. Кабина типична для летательного аппарата тех времен, с экипажем из трех человек (капитаном, вторым пилотом и бортинженером) и аналоговыми инструментами.

Aeroscopia (24).jpg

19. Теплые, ламповые циферблаты-«будильники».

Aeroscopia (23).jpg

20. В этой части специалисты Airbus установили прозрачный пол, можно увидеть грузовой отсек, скрытый от глаз пассажиров.

Aeroscopia (25).jpg

21. Широкий фюзеляж A300B позволяет вместить до 8 мест в ряд (схема 2-4-2), но точную ширину фюзеляжа (5,64 м) фактически выбрали для того, чтобы два загрузочных контейнера LD3 были загружены бок о бок в грузовой отсек самолета.

Aeroscopia (26).jpg

22. Наш борт был построен в 1984 году, успел полетать во флоте Pan American, затем был продан в индонезийскую компанию Sempati Air. В 1999-м его хотели порезать, но Airbus выкупил борт и установил в музее.
Салон полностью переделан с целью показать возможности широкофюзеляжного лайнера.

Aeroscopia (27).jpg

23. Не нашел в сети информацию, поставлялись ли самолеты в подобной комплектации. Хотя, все может быть.

Aeroscopia (28).jpg

24. Спальня, душевая, своя кухня — и это при всем при том, что A300 не является дальнемагистральным лайнером, его строили для континентальных полетов.

Aeroscopia (29).jpg

25. Переходим к следующему герою данного репортажа — красавцу Конкорду!

Aeroscopia (31).jpg

26. Sud-aviation-British Aircraft Corporation Concorde за номером 201. Один из первых серийных, использовался для испытаний.

Aeroscopia (20).jpg

27. В передней части салона до сих пор установлено испытательное оборудование. Летал с 73-го по 85-й год, в коммерческих перелетах не участвовал.

Aeroscopia (18).jpg

28. В задней части салона установлен президентский салон, снятый с #102. Музей утверждает, что на этом борту летал и президент Франции Валери Жискар д’Эстен.

Aeroscopia (19).jpg

29. Второй Конкорд, в который я попадаю внутрь и пятый, встреченный по пути.

Aeroscopia (40).jpg

30. Механизм реверса. Серьезная штука.

Aeroscopia (41).jpg

31. Музей очень живой, для детей особенно. Много виртуальных и интерактивных площадок для лучшего понимания авиации.

Aeroscopia (38).jpg

32. Можно даже полетать на таком вот симуляторе. До настоящих тренажеров, на которых мне приходилось «летать», этот не дотягивает чуть более, чем полностью. Но посетителям нравится 🙂

Aeroscopia (39).jpg

33. Переходим к самой заре авиации. Вот реплика старинного самолета BLÉRIOT XI. Первый самолет, прибывший в Тулузу, был именно этот тип, в 1910 году.

Aeroscopia (7).jpg

34.  Интересная машинка — Mignet HM.293 Pou du Ciel.

Aeroscopia (37).jpg

35. Morane Saulnier type G — французский спортивный моноплан времен Первой Мировой.

Aeroscopia (8).jpg

36. Очень необычный профиль!

Aeroscopia (56).jpg

37. Переходим к вертолетам. их здесь немного. Aerospatiale Westland SA 340 Gazelle. Легкий военный вертолет англо-французской разработки 60-х годов. Экспонат является вторым прототипом Gazelle SA 340. Этот вертолет был доставлен из Тулузского авиационного испытательного центра в 1998 году, где использовался для проведения различных наземных испытаний.

Aeroscopia (33).jpg

38.  Sud-Ouest SO.1221 Djinn — легкий двухместный вертолет с реактивным (компрессорным) приводом несущего винта. Единственный на настоящее время серийно строившийся реактивный вертолёт.

Aeroscopia (35).jpg

39. Sncase Alouette II Marine — легкий универсальный вертолет, построенный французским производителем SNCASE (позднее Aerospatiale) между 1948 и 1975 годами. Это был первый вертолет в мире, оснащенный газовой турбиной.

Aeroscopia (43).jpg

40. Место под потолком тоже не пустует зря. Вот французский планер Wassmer WA28 Espadon, выпускавшийся в 60-70-е.

Aeroscopia (22).jpg

41. Best Off Sky Ranger — этот самолет был разработан в Тулузе и успешно производится в ряде стран (более 1200 экземпляров). Вероятно, этот Skyranger с самой интересной историей. Он был доставлен в Мадагаскар в качестве комплекта в феврале 1999 года и совершил полет через 18 африканских стран продолжительностью 209 дней, чтобы вернуться во Францию. После своего последнего полета в 2009 году он был показан в авиационном и космическом музее Бурже, а затем вернулся в Тулузу.

Aeroscopia (47).jpg

42. VJ 01 Gringo — смотрите, какая красивая самоделка! Хосе Верье, энтузиаст из Тулузы изготовил его из того, что было под рукой, и долгое время на нем безаварийно летал! За 24 года — более 550 вылетов. Потом изобретатель подарил его музею.

Aeroscopia (58).jpg

43. Aerospatiale SN-601 Corvette — единственная попытка французов выйти на рынок бизнес-авиации. В 70-е было произведено около 40 единиц, после чего производство было свернуто.

Aeroscopia (32).jpg

44. Очень необычная машина — Potez-Air Fouga CM 170 Magister. Двухместный реактивный учебно-боевой самолёт, спроектированный во Франции

Aeroscopia (36).jpg

45. Morane-Saulnier MS760 Paris IR — связной и учебный французский самолет.

Aeroscopia (42).jpg

46. Здесь же можно изучить устройство реактивного двигателя.

Aeroscopia (44).jpg

47. Самый страшненький самолет музея — Vought F-8E (FN) Crusader.

Aeroscopia (46).jpg

48. Американский истребитель палубного базирования. В составе ВМС Франции эксплуатировался до 1999 года.

Aeroscopia (45).jpg

49. Lockheed F104 G Starfighter — американский сверхзвуковой истребитель. Этот борт был произведен в Германии на заводе Messerschmitt в 1963-м.

Aeroscopia (50).jpg

50. Установленная на F104 шестиствольная 20-миллиметровая пушка Т-171 «Вулкан» со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту.

Aeroscopia (48).jpg

51. Sepecat Jaguar A —  истребитель-бомбардировщик совместной разработки Великобритании (British Aircraft Corporation) и Франции (Breguet). Три десятилетия состоял на вооружении ВВС этих стран.

Aeroscopia (51).jpg

52. Жемчужина экспозиции, на мой взгляд, это МиГ-15 Бис. Выглядит несколько инородным телом в этом музее.

Aeroscopia (14).jpg

53. Борт был куплен в Чехии и восстановлен силами местных специалистов.

Aeroscopia (53).jpg

54. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира.

Aeroscopia (54).jpg

55.  Красавец-самолет!

Aeroscopia (57).jpg

56. Générale d’Aviation Marcel Dassault Mirage IIIC — французский многоцелевой боевой самолет.

Aeroscopia (63).jpg

57. Мессершмит BF-109 G-2 Густав.

Aeroscopia (61).jpg

58. Microstar Variviggen — еще одна самоделка 70-х.  Сумрачный гений изобретателя Бёрта Ротана. И он даже летал!

Aeroscopia (52).jpg

59. SNCAN Nord 1101 Noralpha — послевоенная улучшенная версия Messerschmitt Bf 108, производимая во Франции.  

Aeroscopia (59).jpg

60. Cessna 337 Super Skymaster «Push Pull» — «тянитолкай» с двумя винтами.

Aeroscopia (62).jpg

61. Завершает экспозицию «главный Нос» музея — Fairchild Swearingen SA226-AT Merlin IV A. Изначально это был бизнес-самолет, производства 1965 года. И летал на нем губернатор Кентукки. В 1986 его купило Meteo France,  переоборудовало в исследовательский борт, напичкав разнообразными датчиками. После этого он долго изучал погодные явления, пока не был списан и не попал сюда.

Aeroscopia (64).jpg

62. На внешней экспозиции стоит еще один Конкорд, принадлежащий Air France. Между 6 и 28 сентября 1989 года этот борт совершил кругосветный полет — 51 354 км за 37 часов 25 минут, из которых 17 часов 5 минут были на сверхзвуковой скорости.

27 июня 2003 года, Concorde F-BVFC Fox Charlie вылетел в последний раз рейсом Руасси — Тулуза-Бланьяк. Больше не летает.

Aeroscopia (67).jpg

63. Здесь же — Airbus A400M Atlas, новый европейский грузовик. Этот борт по прозвищу «Grizzly One» совершил свой первый полет в 2009-м. После четырех лет испытаний и 475 рейсов самолет был списан и передан в музей.

Aeroscopia (68).jpg

64. Здесь же стоит Каравелла — Sud-aviation SE 210 Caravelle 12. Французский турбореактивный самолет, производившийся в 50-60-е.  На внешнюю экспозицию выход, в тот день, был закрыт, так что удалось снять только через забор, под проливным дождем.

Aeroscopia (66).jpg

65. Вот и весь музей. Небольшой, но забитый экспонатами под завязку.

Aeroscopia (70).jpg

Будете в Тулузе — обязательно запланируйте 2-3 часа на посещении Аэроскопии. Здесь интересно!

Еще авиационных музеев? Запросто!

Монино. Главный авиамузей России.
Музей турецких ВВС в Стамбуле