I Love Aviation — авиашоу ILA-2014 в Берлине
Берлинское авиашоу в трех латинских f:
— flights!
— fun!
— fighters!
— полеты не прекращались ни на минуту;
— истребители кувыркались в воздухе, ревели форсажем, расцвечивали небо тепловыми ловушками;
— а веселье? веселья и восторга было хоть отбавляй!
Качественный, отлично организованный авиационный праздник.
Сегодня я покажу летную часть шоу. Объективы в небо!
На шоу мы присутствовали два крайних дня, доступных публике. В следующий раз обязательно нужно брать аккредитацию и приезжать к началу мероприятия, когда пускают только коммерсантов, военных и журналистов. Народу было очень (!) много, самолеты на статичной экспозиции порой было реально сложно снимать — так плотно они были облеплены народом. Да и взлеты-посадки — места у ограждения были перманентно заняты берлинскими бабушками на раскладных стульчиках с зонтиками, которые имеют свойство чертовски мешать фотографам. Но это был, пожалуй, единственный минус, недоступный для решения организаторам.
Первый день было весьма пасмурно, небо на снимках с этого дня отличается качественным серым цветом. На второй день небо синело и кучерявилось облачками, было куда более живописней. Представляю микс этих двух замечательных дней.
Начнем с малышей. Перед вами сельскохозяйственный труженик — вариация на тему летающего трактора — польский PZL-106A «Kruk» в ливрее Interflug. Борту, кстати, уже за тридцатник. Ливрея и бортовой номер DDR-TAB как бы намекает нам, что борт этот — наследие ГДР. Кстати штаб-квартира Интерфлюг, государственной авиакомпании ГДР, находился как раз здесь — в аэропорту Шенефильд.
Старичок Focke-Wulf Fw-44J Stieglitz, то есть Щегол. В свое время — очень популярный пилотажный самолет. В предвоенные годы использовался в качестве «летающей парты». Состоял в ВВС 20-ти стран, причем не только в Европе.
CASA I.131E-2000 Jungmann — еще один предвоенный учебный самолет, на этот раз производства Испании. В конце 30-х поставлялся в Deutsche Luftsport, возможно,остался с тех пор. Производился, что удивительно, до конца 50-х годов! У нас в Казахстане ВВС используют транспортники CASA C-295, так вот, на снимке — их дедушка.
Гвоздь программы — девушка на крыле!
Отработанные трюки, еще с 20-х годов практикуются подобные шоу. Смотрится зрелищно и эффектно. На минутку — перегрузки при высшем пилотаже достигают 6G, а девушка в этот момент или сидит на крыле, или стоит наверху! Даже на этом фото хрупкую фигурку можно рассмотреть!
Смелую девушку зовут Пегги Крайнц (Peggy Krainz), пилот — Фредерик «Фридель» Валентин (Friedel Walentin), вместе они — группа Wing-Walkers
(с) фото с официальной странички группы в Фейсбуке
Пегги имеет свидетельство не только пилота, но и инструктора по высшему пилотажу. Но этого было мало смелой девушке, и вот уже 15 лет она показывает красивое и опасное шоу тысячам зрителям!
Самолет, меж тем, не просто биплан, а цельный Боинг! — Boeing B51N1 Stearman, производства США, 1942-го года, американская «летающая парта». Скорость — 150-260 км/ч.
Да, зрелище захватывает дух!
Из Зальцбурга прилетела австрийская команда RedBull — The Flying Bulls. Неполный, но весьма впечатляющия состав — четыре ретро-самолета и два вертихвоста.
Палубный американский истребитель времен ВОВ — Vought F4U-4 Corsair. Весьма успешный палубник — за время войны этот тип сбил 2140 японских самолетов, потеряв всего 579 бортов в бою.
Американский учебный самолет T-6 Texan — модификация Noorduyn AT-16 Harvard IIB. В общей сложности было построено 15 495 самолётов T-6 всех модификаций.
Старший товарищ — средний бомбардировщик B-25J „Mitchell“. СССР получал подобные бомбардировщики по лендлизу.
Красиво ходили парой
Пассажирский красавец — звезда команды Летающих Быков — Douglas DC-6B
Очень красивый самолет!
Этот самолет знаменит тем, что служил Югославским бортом №1, возил лично маршала Тито. Сейчас вот служит флагманом команды.
Ударный вертолет времен войны во Вьетнаме — Bell AH-1 Cobra. В некоторых странах до сих пор на вооружении.
Вертолет производства Германии — Bo105. Здесь я первый раз увидел, как вертолет умеет крутить мертвые петли и бочки. Выглядит очень круто! А как они работали парой — это просто песня! К сожалению, заснять не получилось.. Между прочим у нас в Казахстане тоже можно полетать на таком типе — на аэродроме Бакбакты базируется такая вертушка, я о ней писал в репортаже «Вертолетная прогулка над Или». Вот насчет мертвых петель только нужно уточнить 🙂
Неплохая команда подобралась, не правда ли?
Идем дальше. Издалека была заметна дружная команда коллег — польских споттеров.
Следующий учебный самолет, американский Троян — T-28C Trojan. Несет на себе опознавательные знаки авианосца Lexington.
Чем же ответит немецкая авиапромышленность тех лет? Вот, к примеру, «Тетушка Ю» — военно-транспортный самолет времен войны Junkers Ju 52. Очень хорошо знакомы нам по фильмам и книгам. Конкретно этот экземпляр является старейшим Юнкерсом в летной годности — произведен в 1936 году. Кстати, производился в Испании до 1952-го года, а в военно-воздушных силах Швейцарии эксплуатировался до 1980-х годов!
Регистрационный номер D-AQUI является первым номером самолета, полученным после завода. Сейчас назван именем аса Первой Мировой — Kurt Wintgens. Что характерно — сейчас им владеет подразделение Люфтганзы, после долгих лет службы в Норвегии, Эквадоре и США, борт вернулся на Родину.
Удивил Мессершмит Me-262, но оказался репликой.
Но, тем не менее — первый реактивный массовый истребитель!
Здесь, конечно, не до пилотажа
Коротко о посетителях — очень много было детей. Поскольку реактивные истребители ревели порой весьма и весьма — им выдавали специальные наушники.
Вертолеты были представлены очень неплохо! К примеру, один из первых американских вертолетов — Agusta-Bell AB 47, вернее итальянская лицензионная копия.
А эта вертушка только что выкинула парашютистов-бундесполицаев. Eurocopter AS332 Super Puma.
А вот и сами бундесполицаи
На все лады комментатор расхваливал франко-немецкий ударный вертолет Tiger UHT. Тоже от Eurocopter, знамо
Тоже Tiger, только модификация ARH — это уже ВВС Франции
Здесь на фото мы видим, как вертолет ВМФ Германии Морская Супер Рысь — Super Sea Lynx — высаживает десант в рамках театрализованного представления
А этот борт только что выгрузил джип с отделением десантников, прямо на полосу. Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Между прочим, несмотря на размеры, тоже умеет крутить бочки и петли.
Меж тем, солдатики побегали по полосе, немного постреляли, затем загрузились в транспортный C-160D Transall Luftwaffe. Вместе с джипом.
И в сопровождении Тигеров благополучно улетели
Меж тем выкатывают E-FAN — перспективный электросамолет от концерна Airbus. Борт совершенно новый — первый тестовый полет был совершен в апреле 2014 года. Обратите внимание на шасси — велосипедная схема с микроскопическими колесиками поддержки. На своих батарейках он способен летать со скоростью 60 км/ч!
Борт удивительно тихий! Вот оно, будущее легкой авиации.
Вот выкатывают чешский спортивный самолетик 50-х годов Zlin Z-526 Akrobat
Вообще, все небольшие самолеты выкатывали исключительно на руках. И их было несколько десятков, летали, по-моему, все!
Очень понравился французский самолетик со странным названием — Mudry CAP-10B, красиво кувыркался, порой, казалось, вопреки всем законам аэродинамики.
Свое мастерство показывали как одиночки, так и группы.
Скажете, Икарусы не летают? Как бы не так!
Вот вам два вполне себе летающих Икаруса (Ikarus C42).
Хотя, если хорошо разогнать и большой Икарус, то и он взлетит, пусть недалеко и не особо высоко. А вот взлетит ли гроб?
Ответ прост — Гробы летают, и очень, очень неплохо. Перед вами Grob G 120TP. Неплохой пилотажный самолетик, кстати. Шутки шутками, а стоит на вооружении ВВС Индонезии.
Вот еще красавец! Extra EA-300L — практически основной самолёт мировой серии по аэробатике Red Bull Air Race. Что он выделывал в воздухе — надо было видеть!
И еще одну команду хотелось бы отметить — группа Camp David на тех же пилотажниках Extra EA 330LT.
Из всего многообразия легких самолетов мне больше всего понравилась итальянская команда «We Fly», выступающие на итальянских же самолетах Fly Synthesis Texan
Команда порадовала очень слаженным пилотажем, которые, обычно, демонстрируют более серьезные ребята на реактивных самолетах.
Один из пилотов команды, Alessandro Paleri дает интервью
Многие зрители наблюдали за представлением лежа — на траве и бетонке
На арене мальчики из старших классов — реактивные истребители.
Частный Aermacchi MB-326E — каково?! Итальянский легкий штурмовик все еще на крыле.
Очень порадовал своим выступлением Solo Türk — пилотажная команда Турецких ВВС, состоящая, как видно из названия, из одного самолета — F-16.
Первый пилот — флайт капитан Yusuf Kurt
Это было шоу. Нет не так, — ШОУ! Национальные турецкие мотивы, грохочущие из динамиков, каким-то непостижимым образом гармонично дополнял рев двигателя General Electric F110.
Срыв потока на форсаже — пожалуйста, любуйтесь!
Отстрел ловушек? рраз!
два!
три!
Шведский многоцелевой истребитель 4-го поколения Saab JAS 39 Gripen.
Очень, очень шумный аппарат. Несмотря на то, что летал далековато, дети пугались.
Продолжаем про 4-е поколение. Eurofighter Typhoon — европейский истребитель для ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании.
Тайфун называют уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума.
Перед нами — представитель ВВС Германии
Еврофайтер демонстрирует, как замечательно он смотрится с ультралегким Pilatus PC-9B.
Еще один борт ВВС Германии — истребитель-бомбардировщик Panavia Tornado, один из основных ударных самолетов НАТО.
Здесь военно-транспортный A310 эскортируется Торнадо и Тайфуном. Символичненько так.
Очень хорошо выступили швейцарские и французские пилотажные команды.
Команда Breitling Jet Team. Давно хотел их увидеть.
Летают на чешских Альбатросах — Aero L-39. Частная, кстати, группа, но спонсируемая понятно кем. А до 90-го года они были никакие не Брайтлинги, а очень даже Мартини. Но закон о реламе поставл крест на таком алкогольно-авиационном симбиозе.
Базируются во французском Дижоне.
Умеют красиво летать, что уж там.
Не побоюсь этого слова, звезды! Звезды всего авиашоу — пилотажная группа Patrouille Suisse.
Это никакие не частники, это серьезные ребята из Швейцарских ВВС, летающие на вполне себе боевых, хоть и легких F-5E Tiger II
Несмотря на возраст, старички Тигеры дают жару!
Каково?
Третий капитан D. Jansen на пробежке.
Да, это было круто.
Ну и заключительным аккордом нам сыграет военно-транспортная CASA C-295 — родная сестра нашим Казахстанским Касам. Эта птичка нашла себе приют в ВВС Чехии.
Вся ILA-2014:
1. Летная программа
2. Российская авиатехника
Все будет!
Hi,
I’m the pilot of the CAP10B G-BXFE that displayed at ILA. Thank you for your kind words 🙂
Is there any chance you could send me a copy of the picture and allow me to use it and the nice words as a testimonial on my website?
Thanks.
Chris Thompson
http://www.londonaeros.com