Музей морской авиации Индии в Гоа
Самое интересное место в Гоа — это не пляжи и не клубы.
Это музей морской авиации Индии, практически неизвестный среди широкой публики и малопосещаемый. Между тем, музей способен удивить!
В музее стоят такие редкие машины, как Sea Harrier, Breguet Alize, Fairey Firefly, наш Ка-25 и звезда музея — Супер Конни — красавец Lockheed Super Constellation.
Экспонатов немного, чуть более десятка, но они, безусловно, стоят посещения!
2. Музей находится на территории аэропорта Даболим, вернее на его военно-морской части — авиабазе INS Hansa. В тот день мы остановились неподалеку, на пляже Богмало, взяли мотороль и рванули сюда.
3. Следуя указателям, по переулочкам добрались до музея, нашли без труда.
4. Вот и само здание музея, с бронзовыми летчиками у входа.
5. Вход — 20 рупий, дополнительная мзда за фотосъемку.
6. Народу было немного, прямо скажем. Никто не мешал снимать, не загораживал планы — очень непривычно и удивительно.
7. В холле стоит огромная модель легкого авианосца I.N.S Viraat типа «Сентор». Британцы заложили его еще в 1944, но в строй Королевского военно-морского флота Великобритании он вступил только в 1959, под названием HMS Hermes.
8. Во время войны за Фолклендские острова, HMS Hermes был флагманом группировки кораблей Великобритании. Ну а в 1986 авианосец продали Индии.
9. Вместе с авианосцем был закуплен комплект самолетов вертикального взлета Sea Harrier. На момент съемки Viraat все еще служил по самому прямому назначению, но в марте 2017 старичка таки отправили на пенсию. Ветеран прослужил 57 лет, являясь старейшим авианосцем мира. Что характерно, остатки его авиакрыла до сих пор летают!
10. Здесь же можно ознакомиться с ассортиментом глубинных бомб.
11. Торпеды.
12. Ракеты и прочее вооружение.
13. На стенах много информации о истории становления индийской морской авиации, в том числе и из новейшей истории. Вот эти самые МиГ-29К/КУБ, в это же время, активно крутили пилотаж над аэродромом.
14. «Ими гордится флот» — герои, в том числе индо-пакистанской войны.
15.
16. Представлены виды формы летчиков, в том числе военно-воздушно-морское сари.
17. Немало здесь и различного авиационного оборудования. Вот погружной датчик для поиска подводных лодок с самолета Alize. На картинке слева, правда, нарисованы более современные Ил-38.
18. Назначение этих приборов туманно для неспециалиста.
19. А здесь все понятно — антенна радара.
20. Надписи на чистом хинди «Длина развертки» и прочее намекают, что без СССР здесь дело не обошлось.
21. Ладно, хватит бродить по полутемным комнатам, пора на воздух, к самому интересному.
22. 12 воздушных судов и одна пожарная машина с авианосца вашему вниманию.
24. Авиадвигатели с разных самолетов.
24. Красавец Sea Harrier. Часть из того набора уже списали, часть еще летает, лично наблюдал, один вот передали музею, и правильно сделали. В молодости этот борт умел многое, особенно хорошо получались вертикальные взлет-посадка.
25. Сразу после обретения независимости, Индия получала вооружение от бывшей метрополии. De Havilland T.55 Vampire — одно из таких приобретений.
26. Учебно-тренировочный реактивный истребитель, произведенный в 1957 году, хотя в самой Британии, к тому времени, уже был снят как пару лет с вооружения.
27. Еще британец — Hawker Sea Hawk — палубный истребитель-бомбардировщик, предвестник морских Харриеров, служившая пару десятилетий на первом индийском авианосце Vikrant.
28. Очень интересная машинка — Breguet Alizé, с 1961-го года служил на авианосцах противолодочным самолетом. Французский палубник, к слову.
29. Всего было построено 89 машин, из них 75 для ВМС Франции, 12 для ВМС Индии. Эта машинка успела поучаствовать в индо-пакистанской войне. Кобра!
30. Небольшой транспортник по имени Голубь — De Havilland Dove.
31. На фоне Голубя можно увидеть эскадренный миноносец тип «Дели».
32. Бритаснкий гидросамолет Short Sealand, один из трех, выживших, по всему миру.
33. Боевая птичка времен Второй Мировой — британский тяжелый палубник Fairey Firefly. Индия закупил партию этого типа как буксировщиков мишеней.
34. Тренировочный самолет начальной подготовки HAL HT-2.
35. Немного представлены здесь и вертолеты. Вот американская легкая птичка Hughes Hu-300, предназначенная для подготовки пилотов.
36. В кабине удивляет минимум приборов.
37. Куда более серьезный аппарат — HAL Chetak, поисково-спасательный вертолет, базирующийся на авианосцах. В девичестве тип носил французское имя Aérospatiale Alouette III, но индусы, выпуская у себя эти машины по лицензии, дали ему новое имя.
38. Очень своеобразный на вид вертолет — советский противолодочный Ка-25.
39. В 80-е Индия получила от СССР 7 вертолетов. Этот борт передан музею, однако часть машин из той поставки все еще на крыле, указывает ряд источников. В России снят с вооружения в середине 90-х.
40. Ну и жемчужина музея, это, несомненно, Lockheed Super Constellation. По моему мнению, один из самых красивых самолетов в истории гражданской авиации.
41. В 1955 году Air India получила этот борт и назвала его «Rani of Ellora«. Спустя 11 лет его передали в военно-морские силы, где он и служил верой и правдой вплоть до 83-го. Обратите внимание на фишку этого типа — тройной хвост.
42. Двигатели Wright R3350.
43. Судя по всему, Супер Конни возил командование морской авиации Индии. А может и самих адмиралов.
44. Музею Констеллейшн достался в ужасном состоянии, реставрировать пришлось буквально всё. В итоге, получилось, конечно, не идеально, но пойдёт. Это, все таки, Индия.
45. То ли багажные полки, то ли лежачие места 🙂
46. Экипаж составлял 4 человека. Снять кабину в нормальном качестве не удалось, защитный пластик исцарапан любопытными индийскими детишками до состояния «в хлам».
47. Иллюминаторы здесь совсем небольшие и неудобные. Хотя, это мелочи. Самолет уникален, необычен и очень красив, и попасть внутрь живого экземпляра — огромная удача!
48. Меж тем, над нами летали не только Си Харриеры и МиГ-29К, но и большие противолодочные Ил-38SD. Эти самолеты не представлены в музее, поскольку не только активно эксплуатируются, но и постоянно проходят модернизацию на своем «домашнем» заводе в России. Вы бы слышали этот звук моторов!
49. А этот борт, на момент съемки, еще ждал своей очереди на модернизацию и приставки SD, как верхний. Впрочем, в 2017-м, уже в новой ливрее, он был отправлен заказчику.
50. Вот и весь музей. Небольшой, мало кому известный, многие экспонаты требуют реставрации. Но, будучи в Гоа, найдите полдня среди бесконечного пляжного ничегонеделания, и посетите это место. Оно того стоит!
Серия авиационных музеев:
Aeroscopia — музей от Airbus
Монино. Главный авиамузей России.
Музей турецких ВВС в Стамбуле