Российская авиатехника на авиашоу ILA-2014 — Берлин
Советская/Российская авиатехника на Берлинском авиашоу была представлена достаточно бедно. Гигант Руслан, истребитель ВВС Польши Миг-29 в необычной ливрее, а также чешские вертолеты Ми-24 и Ми-8, вот пожалуй и все. Начнем нашу экскурсию, конечно же, с гиганта.
Итак, тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова — Ан-124 «Руслан».
Добро пожаловать на борт.
2. Как я уже упоминал, выставка ILA-2014 собрала в открытые для посещения дня действительно немало посетителей. И что характерно, несколько тысяч, по-моему, постоянно ошивалось вокруг и внутри Руслана. Хочешь снять Антонова — пожалуйста, снимай не хочу 🙂 Кстати, на этом фото отлично видно, что у самолета два грузовых люка, спереди и сзади. Можно пробегать транзитом.
3. Экипаж оказался отличными ребятами, и позволил нам остаться внутри самолета даже после закрытия свободного доступа на борт, под занавес предпоследнего дня выставки. Первым делом, конечно, мы обследовали кабину плотов. Поднимаемся на вторую палубу.
4. Никаких экранов, чистый олдскул! Напомню, первый полет этот тип совершил в 1982 году.
Однако следует отметить, что мы находимся в модернизированной версии — Ан-124-100, так сказать, демобилизованный «Руслан», его гражданская версия, с рядом установленных дополнительных систем, таких как система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-2000 от Honeywell и система спутниковой навигации 3MGPS.
5. Немецкие дети с удовольствием играют в летчиков
6. Рабочее место штурмана (?)
7. Сразу за кокпитом — небольшой тамбур с лестницей вниз, в грузовой салон
8. За тамбуром — коридорчик с двумя одинаковыми каютами для отдыха экипажа. Практически бизнес-класс! 🙂
9. и завершается коридорчик дверью, ведущей в отсек с аппаратурой.
Далее, на второй палубе также расположен пассажирский салон на 20 мест, с небольшой кухонькой и столами, но вход в него только с грузовой палубы, с хвостовой части. Туда мы, к сожалению, не попали.
10. Спускаемся вниз. Грузовая кабина внушает! Грузоподъемность самолета — 120 тонн, длина грузового отсека — 36,5, высота — 4,4 м.
11. Титановый сплав
Кстати, почему именно «Руслан»? Вот что подсказывает нам «Уголок неба»:
В ходе наземных отработок на борту Ан-124 впервые появилось название «Руслан». По воспоминаниям А. П. Леоненко, тогда начальника отдела аэродинамики, у Антонова было не менее 6 вариантов названий, но все они так или иначе были связаны с греческой мифологией. А он хотел найти что-то славянское, вызывающее ассоциации с былинными богатырями и великими личностями из нашей истории. Среди названий, которые он серьезно рассматривал, было даже такое, как «Тарас Бульба». Но краткость и благозвучие слова «Руслан» взяли верх.
При всем уважении к Тарасу Бульбе, я таки рад, что «Руслан» 🙂
Кстати, Чтобы привезти на берлинскую выставку единственный российский экспонат, владельцам компании «Волга-Днепр» пришлось снять его с постоянного маршрута между Германией и Афганистаном, откуда уникальный самолет доставляет натовскую военную технику и солдат.
13. С другой стороны, у хвоста, лестница во второй салон (его видно на схеме). Туда мы, к сожалению, не попали. Во втором верхнем салоне можно перевозить до 80-ти человек. Также в задней части самолет расположены погрузочные краны
14. Так полагаю, специальные механизмы для крепления грузов
15. Меж тем, самолет начал трансформироваться — закрывать нос.
16. В Ан-124 используется уникальная система приседания на нос — самолет действительно «приседает» 🙂
17.
18. Как видите, борт опирается не на переднее шасси, а на специальные держатели
19. А вот Руслан уже «на ногах»
20. Все это время под могучим крылом пряталcя крошечный Як-52
21. Несмотря на красные звезды и надпись ДОСААФ, этот борт давно уже летает в Европе, базируется в Германии.
22. Тем временем наш герой собирается улетать. На исполнительном старте.
23. Проносится мимо и взлетает
24. Разворачивается где-то за горизонтом и выполняет прощальный низкий проход над полосой.
25. Ну и пара занимательных фактов от Уголка неба.
Вспоминает командир экипажа В. А. Ткаченко: «Мы долго не могли вылететь из Союза — испытывали большое сопротивление со стороны властей. Преодолеть его удалось только под новый 1990 год, взяв попутный груз — оборудование для мавзолея Хо Ши Мина в Ханое, аналогичное мавзолею Ленина. Из Ханоя пошли в Сингапур, оттуда надо лететь в Австралию, а разрешения опять нет. Местный представитель Аэрофлота долго отговаривал нас, даже угрожал. А менеджера с нами не было, вся ответственность лежала на командире. Пришлось лететь на свой страх и риск.
За полтора месяца, проведенных в Австралии, мы выполнили всего 19 рейсов. Возили по континенту и в Новую Зеландию дорогих скакунов, свежую рыбу, элитных телят, другой скот. После первых же рейсов возникла неожиданная проблема — в самолет нельзя было зайти из-за ужасного запаха: животные в полете, оказывается, мочатся. Чтобы вымыть «Руслан», пришлось купить целую бочку шампуня, 250 литров, и пригласить пожарную машину. Мыли целый день, одной пены было полсамолета. Потом сделали спецподдоны, и все стало нормально.
26.
Звездный час Ан-124 наступил с началом войны в Персидском заливе. Оказалось, что по универсальности применения конкурентов у него просто нет. Самолеты фирмы «Руслан» доставляли в район боевых действий американские зенитные комплексы «Пэтриот», эвакуировали оттуда беженцев (до 451 человека за рейс), перевозили противогазы в Саудовскую Аравию, затем оборудование для тушения пожаров на нефтескважинах и участвовали в восстановлении Кувейта. «Ставки за час были высокие, — вспоминают участники тех памятных рейсов. — Спасибо нашему другу Саддаму».
27. Ну и несколько слов об авиакомпании Волга-Днепр.
За 10 лет «Волга-Днепр» прошла большой и, в общем, сходный с «Авиалиниями Антонова» путь. Ей принадлежит честь выполнения многих уникальных транспортных операций. Так, в сентябре 1990 г. из Форли (Италия) в Триполи (Ливия) она перебросила сразу 60000 живых кур. В мае 1992 г. из Эмиратов в Швейцарию перевезла 52 т золота стоимостью 230 млн. фунтов стерлингов. Слитки были разложены по полу «Руслана» тонким слоем, и их пришлось буквально попирать ногами. Однажды из Конго в Ригу доставили целый ботанический сад. Растения находились в отдельных горшках, а вместе с ними — полчища африканских насекомых — жучков, комаров и т. п.
Уровень подготовки экипажей крупных эксплуатантов «Русланов» заслуживает самых высоких оценок. Например, в 1995 г. на одном из самолетов «Волги-Днепр» разрушилась турбина двигателя, лопатки срубили обтекатель холодного контура и местами пробили элементы конструкции лайнера. Однако экипаж во главе с В. Гребенниковым сумел благополучно посадить поврежденную машину. 19 июня 1996 г. при взлете из аэропорта итальянского города Генуя тяжелогруженный самолет «Авиалиний Антонова»(UR-82029) попал в стаю чаек и выдержал более 50 столкновений с этими крупными птицами. Повреждения получили все двигатели, обтекатели РЛС, предкрылки и т. д. Проявив высокий профессионализм, экипаж под командованием Н. Богули сумел быстро развернуться над морем и блестяще приземлиться. Свежий пример: в декабре прошлого года другой «Руслан» АНТК (UR-82007), взлетая с одной из алжирских военных баз, столкнулся с шаровой молнией, в результате чего был сильно поврежден обтекатель верхней РЛС, отказал радиолокатор и один из двигателей. Так как возвращение на аэродром по метеоусловиям было связано с большим риском, командир А. Куликов принял решение продолжать полет. Преодолев на трех двигателях почти четыре тысячи километров, «Руслан» благополучно достиг места назначения.
28. Руслан улетел, вертолеты остались. Очень порадовал Ми-24 ВВС Чехии
29.
30.
31. Вот он, уже на отдыхе
32. А вот это уже его собрат
33. С крутой аэрографией на борту. Какой же это крокодил? Тигр!
34.
35. Преимущества десантного отделения 🙂
36. Также экспонировались вездесущие Ми-8
37.
38. Ну и закончим репортаж этим красавцем МиГ-29А ВВС Польши
39. Польские военные летчики никому не отказывали в фотосъемке на фоне любимого борта
40. А как он летал, друзья! Взлет!
41. Пилотаж
42. Приземление
Вся ILA-2014:
1. Летная программа
2. Российская авиатехника
Классный репортаж и отличные фотографии самолетов. Особенно понравилась история про золотой пол — к ногам пилотов там ничего не прилипло?!)))