Подводная лодка Onondaga
Онодага — «Люди холмов». Это племя индейцев ныне проживает в канадской провинции Онтарио.
«Онондага» — так и назвали, в честь воинственного племени, эту подводную лодку в далеком 65-м канадские адмиралы.
С тех прошло много лет. Сейчас субмарина все так же служит, но уже музеем на берегу великой реки. По отсекам можно пройти с аудиогидом, изучить, в каких условиях служили в те времена канадские подводники.
«Слушать в отсеках. Режим — тишина!»
2. В общем, мы продолжаем путешествовать по Канаде. Позади остались Монреаль и Квебек, впереди — огромный полуостров Гаспе, по западной части которого, вдоль реки Святого Лаврентия, мы и движемся на северо-восток.
3. Про этот самый длинный день мы еще поговорим, пока же остановимся сразу за городком Римуски, в интереснейшем месте — музее Site historique maritime de la Pointe-au-Père. Музей состоит из трех частей — собственно, полдлодки, старинного маяка и здания музея, в котором подробно рассказывается история крушения канадского лайнера The Empress of Ireland. Тогда, в 1914-м году, корабль столкнулся с сухогрузом и затонул за 14 минут, забрав с собой 1014 душ из 1477.
4. Но времени в обрез, поэтому оставляем для посещения только субмарину. Нам сюда.
5. Лодку построили в Великобритании, в самый разгар холодной войны. После 33 лет верной службы, и восьми печальных, списанных лет у забытого причала в Галифаксе, лодка бросила якорь на берегу реки.
6. Все её одноклассники были порезаны на иголки, и эту старую дизелюху ждала та же участь — быть проданной за 50-60 тысяч канадских долларов. Но, внезапно, её решили отправить в музей войны в Оттаве, но потом, посчитав расходы, решили бросить где-нибудь на полпути, например в этом музее.
7а. Идея музею приглянулась, и лодка была продана за 4 доллара (плюс налоги, понятно).
(с) Alcide55 / Wikipedia
С помощью буксиров субмарина прибыла в Римувски, и здесь, с четвертой (!) попытки её, наконец, затащили на подготовленное место на берегу.
7 b. Вот еще фото с Вики, датированное 8 марта 2008 года. Третья попытка была тоже неудачной, лодка сползла обратно в воду.
(с) BiGpHiL60 — Wikipedia
7. Берег реки в этом месте каменистый — по сути, одна сплошная скала. Разноцветно-полосатая и красивая, что характерно.
8. Лодка получила серьезные повреждения внешнего корпуса за те месяцы, что её пытались вытащить из родной стихии.
9. Винто-рулевая группа немного восстановлена.
10. Ну что ж, пора и внутрь. Купив билет и получив аудиогид, изучаем предварительно схему подводного судна.
11. Вперед! Заходим с заднего люка.
12. И сразу же попадаем к кормовым торпедным аппаратам.
13. Здесь же, в закутке, и жили торпедисты.
14. Здесь пока еще просторно.
15. Аппарат, выбрасывающий на поверхность какой-либо сигнал или сенсоры.
16. Спасательный костюм. Предполагалось, что члены экипажа будут эвакуировать из терпящей бедствие субмарины через торпедные аппараты. Обычная практика всех флотов мира.
17. Экипаж лодки состоял из 70 человек, включая 7 офицеров. Спальных мест заметно меньше — пока ты на вахте, на твоей койке спит, зашторившись, коллега.
18. Слева — генератор кислорода, справа, в этих банках, блок абсорбции. Уровень кислорода в подводном положении был всегда ниже, чем на поверхности, плюс постоянно воняло солярой — вспоминают подводники.
19. Переходим в следующий отсек. С непривычки, прыгать через эти люки, довольно неудобно.
20. Пункт управления электрикой всех машин.
21. Отмечают, что Онондага прошла за свою карьеру более полумиллиона морских миль, причем половину этой дистанции под водой. Что ж, для дизельной подлодки — это немалое расстояние.
22. С дружескими визитами лодка отметилась в 53 портах 12 разных стран.
23. В случае задымления предусмотрены специальные противогазы.
24. «Колокола громкого боя» выглядят примерно так.
25. Sortie — выход. Мы в провинции Квебек, напомню.
26. Мы у самого сердца лодки — дизельный отсек. Здесь установлены британские дизеля 16V-ASR мощностью 3000 л/с каждый. Уровнем ниже стоят батареи и электродвигатели, которые и приводили в действие гребные валы.
27. В 1997-м, при одном из трех капремонтов субмарины, корпус лодки разрезали и двигатели полностью меняли.
28. Двигатели HMCS Onondaga позволили ей погрузиться на максимальную глубину 170 метров со скоростью 17,5 узлов (32,4 км/ч ) и перемещаться по поверхности на 12 узлов ( 22 км/ч ). Когда подводная лодка погружалась на максимальной скорости, срок службы батареи составлял всего 30 минут.
29. В обычном режиме работы, то есть при ходе со скоростью 12 узлов на поверхности, диапазон действия подводной лодки составлял 8000 морских миль.
30. Большая часть своей жизни Онондага провела в Атлантике , где она участвовала в нескольких операциях под эгидой НАТО.
31. Во время холодной войны многие канадские корабли участвовали в совместных морских учениях с кораблями других стран НАТО. В основном, это была отработка военных действий, таких как уничтожение вражеской цели без обнаружения надводными кораблями.
32. Пульт управления двигателями.
33. Мы в следующем отсеке — Центральный пост, он же отсек управления. Именно отсюда командный состав управляет всей субмариной.
34. Даже здесь тесно, что говорить про другие отсеки! И этот дежурный красный свет, постоянно держащий в напряжении дежурную вахту. И постоянный шум приборов — посмотрите видео ниже.
35. Как я понимаю, именно здесь и сидит рулевой. Никогда не предполагал, что у подводных лодок бывает самый обыкновенный руль, он же штурвал.
36. Прямо над нами — рубка, куда уходят 7 убирающихся мачт — радары, антенны, шноркели и два перископа. Перископная глубина — до 18 метров.
37. Никаких декор-панелей, все наружу. Полное ощущение, что мы находимся внутри какого-то огромного единого живого механизма. Своеобразное ощущение.
38. Здесь много интересных, но совершенно непонятных для меня приборов и аппаратов. Возможно, это сонар.
39. Я не знаю что, а момент с аудиогида пропустил. Но выглядит просто отлично! Возможно, аппаратура акустиков.
40. Рабочие места членов экипажа.
41. Несмотря на то, что в год лодку посещают более 100 000 человек, в этот раз народу было немного, что радовало. Расходиться здесь сложно.
42. Идем дальше, в жилой отсек.
43. Вот в таких «комнатках» спали, и проводили свой досуг в свободные часы матросы.
44. Камбуз, где трудились два кока, сменяя друг друга. В меню на сегодня:
- Clam Chowder — суп из морепродуктов.
- Fish’n chips — рыба в кляре и картофель фри.
- Tarte aux pommes — яблочный пирог
В общем, без разносолов, но голодным не останешься.
45. А в этом уголке жили офицеры. Здесь же, похоже, и кают-компания.
46. Каждому полагается по ящичку для хранения личных вещей. Собственной каютой мог похвастаться только командир.
47. Шторкой задернулся — и ты в домике. Да, с комфортом на небольших подводных лодках — просто беда, места просто нет. Здесь, кстати, жила основная часть из десяти торпедистов, БЧ-3.
48. А вот и носовой торпедный отсек, самое просторное место во всей субмарине, при условии недогруза торпед. Здесь даже дышится легче.
49. Вначале субмарина была вооружена американскими торпедами Mark -37, разработанными после войны. Длина торпеды — 4 метра, диаметр — 483 мм.
50. Но в ходе перевооружения, здесь прижились более новые торпеды, Mark-48, длиной 5,8 метра и диаметром 533 мм. Для экипажа эти торпеды стали серьезной проблемой, так как механизации для заряжения новых торпед в аппараты не была предусмотрена, а вес каждой превышал полторы тонны. Перезаряжать аппараты приходилось буквально руками.
51. Всего носу смонтированы 6 торпедных аппаратов.
52. Насколько я знаю, все члены экипажа, в обязательном порядке, должны пройти обучение по аварийному покиданию субмарины в затопленном состоянии. То есть, нужно одеть костюм, залезть в эту узкую трубу, которую сначала задраят, а потом запустят воду. После чего, работая локтями и коленями, выплыть сначала в море, а потом и на поверхность.
53. Тяжело быть подводником!
54. Все, через носовой люк мы покидаем лодку. Снова свежий воздух, как хорошо!
55. А теперь весь этот путь можно пройти и на видео, за несколько минут.
56. Итак, резюмируя. Будете в тех краях — не вздумайте проехать мимо. Здесь на самом деле интересно!
Вся канадская серия:
1. День в Монреале
2. Квебек — французская Канада
3. Квебек. Водопад Монморанси и базилика Святой Анны
4. Подводная лодка Onondaga
5. На север, вдоль реки Святого Лаврентия
6. Скала Персе и олуши на птичьем базаре.
7. Национальный парк Форильон.
8. Киты Тадуссака
9. Горнолыжный Тремблан
10. Ниагарская подкова
11. Торонто и озеро Онтарио.