Музей турецких ВВС в Стамбуле
Как-то в одном из репортажей в ЖЖ я увидел снимки из стамбульского музея ВВС. Для себя тогда поставил отметку — надо побывать там обязательно, интересно! И вот, этой зимой, в рамках поездки на официальный споттинг в Стамбул с авиакомпанией Air Astana, такой случай представился.
Погода была в тот день для съемки — хуже не придумаешь. Низкое свинцовое небо прятало в тучах солнце, освещение вгоняло в уныние, вдобавок, было еще и холодно. Так что на выходе я получил такой вот этюд в мрачных тонах. Но в любом случае, оно того стоило — музей на самом деле оказался очень интересным.
Итак, самолеты!
2. Сам музей расположен практически на территории Международного аэропорта Ататюрк, в военной его части. С терминала легко добраться на такси, очень рекомендую, если у вас пересадка в Стамбуле — несколько часов. Отличный способ потратить это время, в особенности, если вам, как гражданам Казахстана, к примеру, виза в Турцию не нужна. Ну, если же вы уже в Стамбуле, то садитесь на электичку и следуйте до станции Yesilkoy. Табличка «Havacilik muzesi» встретит вас там.
3. Оплатив билет и возможность фотосъемки на входе, приступаем к экспозиции. Справа нас встречает Dornier Do 28 D-1 — легкий многоцелевой транспортник производства ФРГ, начала 60-х годов, в ВВС Турции эксплуатировался до 1987-го года.
4. Сразу за ним неизвестной породы зверек для детей 🙂
5. Легендарная Дакота — Douglas C-47 Dakota Skytrain, представлена в двух экземплярах. В эксплуатации ВВС Турции пробыла 40 лет (!) — до 1988-го года. Для сравнения, советский аналог — Ли-2 эксплуатировался до конца 70-х (хотя он конечно был копией старшего брата Дакоты, DC-3). До сих пор в эксплуатации, кстати, парочка таких вот Скайтрейнов в Бенине.
6. Далее мы прыгаем во времени и встречаемся с более современным F-16C Fighting Falcon, турецкой сборки. Новое имя — Tusas F-16C. Лицензионная сборка 16-х была организована в Турции в 1990 г. Фалькон является основным истребителем ВВС страны, на вооружении — порядка 200 бортов. Кстати, буквально позавчера пришла новость, что Турция планирует заменить F-16 на истребители собственной разработки. Полное перевооружение обещают к 2023 г.
7. Далее стоит Northrop NF-5A, американский F-5 производства Канады, совместно с Fokker. Изготавливались специально для Голландии в начале 70-х. Спустя 10 лет, после модернизации БРЭО, были переданы в ВВС Турции.
8. Так и летают старички, вот второй Fighting Falcon, в ливрее пилотажной группы Türk Yıldızları — Турецкие Звезды. Вполне возможно, в ней он и летал, эскадрилья и поныне вооружена NF-5A.
Кстати, в фильме «Top Gun» F-5 играют роль вымышленных советских истребителей МиГ-28.
9. Lockheed T-33A Shooting Star. C 51-го по 96-й год служил «летающей партой» турецким летчикам.
10. Republic F-84F Thunderstreak — американский истребитель-бомбардировщик. Самолёт не оставил заметного следа в истории ВВС США и был снят с вооружения в середине 1960-х годов, однако широко поставлялся на экспорт, как и наш герой. Этот борт успел послужить в ФРГ.
Тандерстрики практически не участвовали в боях. Один из немногих случаев боевого применения произошел как раз с турецкими ВВС — пара иракских Ил-28, нарушивших турецкую границу, была сбита в ходе операции по бомбардировке курдских повстанцев. Инцидент произошел 16 августа 1962 года.
11. А здесь мы видим разведывательную модификацию — RF-84F Thunderflash, с фотоаппаратурой в носовом отсеке
12. F-86E Sabre. Американец — основной противник наших МиГ-15 в войне в Корее. По нашим данным, было сбито 642 Сэйбра, Потери МиГов составили 335 самолетов. Американцы, конечно же, имеют свой взгляд на эту войну, по их данным — потери сэйбров — 78 бортов, сбито МиГов — 792. Но это тема большого отдельного разговора, копья ломают с обеих сторон.
В Турции же сейбр с 54-го по 68-й год в был в строю, 50 бортов.
13. Интересная ливрея у этого Сейбра!
14. Republic F-84G Thunderjet — истребитель-бомбардировщик, «прославился» уничтожением плотин в Корее. В Турции особо себя не проявил.
15. Следует отметить порядок и чистоту в музее, а также, зачастую, очень неплохое состояние экспонатов!
16. Convair F-102 Delta Dagger. Первый сверхзвуковой всепогодный перехватчик. На таком, кстати, летал Джордж Буш. Ограниченно применялся во Вьетнамской войне, оставался на вооружении ВВС США до 1970-х годов, в Турции — до 79-го года, получили в рамках программы усиления ПВО НАТО.
17. Настя и Лена позируют на фоне F-100F Super Sabre. Двухместный учебно-боевой истребитель. Я уже говорил, что было холодно и ветрено?
18. F-100С Super Sabre. Истребитель-бомбардировщик. Эти самолеты ярко проявили себя во время вторжения на Кипр,были основой ВВС Турции в 1974 г. Совместно с F-104G они обеспечивали непосредственное прикрытие турецкого десанта и наносили бомбовые удары в районе Nicosia.
Кстати, отвлечемся на Кипр. Небольшая заметка о действии турецкой авиации во время конфликта:
21 июля 1974 г. Вторжение Турции на Кипр…
Днем три турецких эсминца «Adatepe», «Kocatepe», и «Tinaztepe», посланные к Пафосу чтобы разведать где высадились греческие войска, прибыли в означенный район. Зная, что их передачи контролируются турками, греческие офицеры разведки в Пафосе передали сообщение, в котором якобы благодарили подошедшие греческие военно-морские силы за своевременное прибытие. Обман сработал. Перехватив сообщение, турецкие ВВС нанесли бомбовый удар по… собственным эсминцам!
В 14.35 турецкие самолеты засекли 3 морских цели в 10 километрах к западу от Пафоса и атаковали их.
В налете участвовали 28 F-100D Super Sabers, каждый нес две 750-фунтовых бомбы, и шестнадцать F-104G Starfighters, каждый из которых нес по одной 750-фунтовой бомбе.
Самолеты атаковали цели, не обращая внимание на большие турецкие флаги, болтающиеся над каждым эсминцем. Так как греческий флот также имел в своем составе аналогичные эсминцы переданные из ВМС США, возможность их идентификации была затруднена, а флаги приняты за уловку греков. Тем более, что эсминцы, обнаружив, что самолёты легли на боевой курс и сворачивать с него явно не собираются, открыли заградительный огонь.
Правда, при этом все три корабля даже не подумали начать какой-либо манёвр уклонения…
В результате все три эсминца были поражены бомбами в течение десяти минут авиационного налета.
Больше всего не повезло «Kocatepe» (бывший USS Harwood). В 14.45 о получил бомбу в артпогреб и затонул. 80 членов команды «Kocatepe» погибли сразу. 42 моряка были позже спасены израильским торговым судном, которое доставило их в Хайфу. Другие два эсминца, получив серьезные повреждения, покинули район боевых действий, и ушли в Мерсин для ремонта. Во время налета эсминцы вели заградительный огонь и по некоторым сведениям подбили один из F-104 (некоторые сообщения говорят, что были повреждены два, или три самолета). Турция постаралась скрыть факт этого «дружественного огня», и заявила о крупной победе над греческим флотом. Это сообщение подхватили все информационные агентства, в том числе и советские. Правда выплыла на следующие сутки с турецкими моряками, спасенными израильским судном…
19. Стоят, красавцы!
20. Разрешите, спою? «Мой фантом взорвался быстро, в небе голубом и чистом!» Собственно, это он и есть, F4E Phantom II. Многоцелевой истребитель. На вооружении США — с 1958 по 1996 гг! Участник войны во Вьетнаме, противник вьетнамских МиГ-21.
Турция в 1973-77 гг получила 72 борта. В ответ на участие Турции в операции «Буря в пустыне» США также передало еще 40 F-4E, снятых с вооружения.
21. Зубастая морда! На воздухозаборнике — роспись Ататюрка.
22. Вертушки представлены UH-1H Bell Iroquois, он же Huey, на вооружении с 69-го года по сей день. У нас в Казахстане, кстати, тоже парочка таких ветеранов вьетнамской войны летает, подаренных с барского плеча Штатами, списанными с КМП США. Турция тоже жертвует свои вертихвосты, Грузии парочку подкинули.
23. UH-19B Chickasaw — один из первых вертолетов Сикорского, активно применялся во Вьетнаме. В Турции — с 58-го по 77-год.
24. Смешная машинка — Robinson R-22, летающая парта для начинающих вертолетчиков.
25. И снова самолеты. Cessna T-37 Tweet — реактивный учебный самолет для начальной подготовки
26. Beechcraft T-34 Mentor. Учебно-тренировочный самолёт.
27. SIAT 223 Flamingo — пилотажник, еще в строю. Не представляю, зачем он нужен в ВВС..
28. North American T-6 Harvard — летающая парта. Как ни странно, после войны использовался в ряде конфликтов в Африке вполне себе как боевой штурмовик.
29. Очень необычный самолет — Grumman S-2 Tracker, американский палубный противолодочный самолет. Часть списанных бортов досталась и Турции.
30.
31. Republic P-47 Thunderbolt — истребитель-бомбардировщик времен ВОВ. Поставлялся, кстати, и в СССР по ленд-лизу.
32. Откровенно порадовала польская Вильга 35А! Классический буксировщик планеров, такую можно и сейчас (надеюсь) увидеть на Байсерке.
33. Переходим к мальчикам из старших классов. Douglas C-54 Skymaster. Транспортник времен ВОВ.
34. Каравелла — красавец-лайнер! До этого встречал такой борт только в Стокгольме, на вечном приколе, вот и еще одна в коллекции. Sud Aviation Caravelle, если быть точным, француз.
35. Transport Allianz C.160 Transall — средний военно-транспортный самолёт, разработанный франко-германским консорциумом для нужд ВВС двух стран. Также поставлялись в ЮАР и в Турцию.
36. Системы ПВО, кстати, также немного представлены. Рапира от BAE Systems
37.
38.
39. Зайдем в здание музея? Достаточно интересные стенды с большим количеством информации на турецком и английском, освещающие путь становления турецкой авиации.
40. Стоят совсем старинные самолеты, такие как этот MİLES MAGİSTER
41. de Havilland DH-89 RAPİD DRAGON — 30-х годов
42. Curtiss-Wright CW-22 Falcon II — американский ближний разведчик и лёгкий бомбардировщик
43. довоенный польский PZL P.24
44. Вооружение в ассортименте
45. как и форма летчиков разных времен
46. Ну что ж, пожалуй на это все. За кадром осталось еще большое количество экспонатов, но самое интересное, полагаю, я показал и постарался немного рассказать, что есть что. Музей на самом деле стоит посещения, рекомендую!
Вся серия:
1. Стамбул. Мраморное море
2. Улочки Стамбула
3. Споттинг в аэропорту Ататюрк
4. Авиационный музей Стамбула.
Один комментарий