Героиня этого репортажа — бухта Бока-Которска, красивейший залив Адриатики.

Полюбуемся на залив с Ловченского серпантина, спустимся и прогуляемся по старому городу Котору, на катере пройдемся по бухте и посетим интересный островок Мадонна на Рифе, пообедаем в городке Перасте, на пароме переправимся на другую сторону и прогуляемся по марине Порто Монтенегро. И завершим этот круг опять в Которе, но уже вечернем. Нас ждет удивительный день!

2. Пожалуй, самая лучшая обзорная площадка в Черногории — это Ловченский серпантин со своими 25 петлями. Сам по себе серпантин — тема отдельного разговора, узкая дорога, петляющая по крутому склону горы. Ну а виды, открывающиеся отсюда на бухту Бока-Которска — просто потрясающие! В Черногорию стоит попасть даже только ради одного этого вида!
Перед нами Которский залив. Слева замечательный вид на аэропорт Тивата, приглядевшись, можно увидеть и взлетающие самолеты на фоне белоснежных яхт на рейде. Чуть далее — сам город Тиват и мега яхт-марина Порто-Монтенегро.

3. Внизу серпантин рисует букву М — в честь королевы Милены.

4. Справа — самая красивая часть бухты, с городом Котор.

5. Сам городок, современная часть.

6. Справа видим причал для круизников, сейчас пустой.

7. Берега залива усыпаны крохотными городками и рыбацкими деревушками.

8. Серьезно, виды с горы открываются просто потрясающие!

9. А это уже город Тиват

10. И супер-яхты в Порто Монтенегро.

Котор

11. Но время спускаться к воде. Мы в Которе.

12. Котор — старинный город, в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

13. Котор входил в Венецианскую Республику, поэтому влияние венецианцев здесь ярко заметно.

14. Впервые Котор упоминается римлянами, в то время он был известен как Акрувиум из провинции Далмация.

15. Затем сюда пришли византийцы и немедленно переименовали город в Декадерон.

16. Сюда наведывались и арабские пираты, грабившие город. Отметились и болгары.

17. Затем в Котор пришли сербы и основались здесь на пару веков. После же — полвека независимости, время которого прервали как раз венецианцы.

18. И более трех с половиной веков в Которе за главного была Венеция. И это очень заметно.

19. Далее город переходил из рук в руки, отметились австрийцы, итальянцы и французы.

20. Внезапно, по просьбе владыки Черногории Петра Негоша, в феврале 1806 года русские корабли и черногорские отряды заняли города Боки, в том числе  русская эскадра подошла к Котору. 2 марта австрийцы передали город представителям адмирала Сенявина. Факт более чем удивительный.

21. Но уже на следующий год русский царь уступил Боку-Которскую Наполеону, по итогам «Тильзитского мира». Затем снова была Австро-Венгрия и Югославия.

22. Ну а сейчас Котор входит в состав Черногории и, как и вся бухта, является жемчужиной туристического потенциала страны.

23. А еще здесь много котов. Котов здесь любят.

24. Короткая прогулка по городу заканчивается, пора и на волю.

25. Вернее на воду. Нас ждет легкая морская прогулка.

26. Вот и наш белоснежный лайнер.

Залив

27. Бравый капитан, он же боцман, он же рулевой.

28. Берем курс в глубь залива.

29. Прогулка исключительно живописна!  Высокие утесы, поросшие густым лесом, обрамляют морской залив, добавляя синеве моря яркую зелень гор.

30. По берегам расположены отели, симпатичные деревушки и старинные крохотные городки.

31. И, кстати, здесь совсем не укачивает — залив закрыт от волн.

32. Есть здесь, конечно, и дорогие отели со своими пляжами. Отдых на любой кошелек.

33. Морские прогулки — неизменная часть отдыха в бухте.

34. А еще здесь просто красиво. Очень красиво!

35. Вода в июне освежает, но все равно хороша!

36. Можно просто валяться в теньке и наслаждаться морским воздухом.

37. Вот они, черные горы Черногории.

38. Движение здесь — как на городской улицу в час пик.

39. Я уже говорил, что местные виды чрезвычайно живописны?

Островок

40. Следующая остановка — Остров Мадонна на Рифе.

41. А дело было так.
Поначалу никакого острова в этом месте не было. До XV века из моря торчал одинокий риф, на который, аккурат в 1452 году, зачем-то высадились два моряка из Пераста, братья Мортешичи.

Братья нашли на рифе икону Богородицы, которая немедленно излечила одного из них от болезни. Братья восхитились и повезли икону в родной Пераст, прости его господи. Икона сразу же стала почитаемой среди окрестных жителей. Перастовцев можно понять — в XV веке с медициной даже в просвещенной Европе было не особо хорошо, а тут икона-поликлиника, причем своя собственная. Удобно.

42. И решили на рифе воздвигнуть церковь. С полезной площадью здесь было не густо, поэтому издали закон — каждый проходящий мимо кораблик должен кидать в риф камень. Ну и до кучи здесь топили захваченные пиратские парусники, не исключено, что и вместе с пиратами. Долго ли, коротко насыпали остров, но через 200 лет таки воздвигли на нем церквушку, назвали её поэтично — Црква Госпа од Шкрпјела.

43. Церковь насквозь историческая и древняя. Главное, что стоит там посмотреть — это 2500 (!) золотых и серебряных «обетных» пластинок, которые жители Боки Которской жертвовали церкви «во исполнение данного обета» за избавление от различных бедствий.

44. Учитывая, что церковь, как и соседний городок неплохо себя чувствуют и вполне здравствуют, это работает.

45. В общем, остров очень живописен, несмотря на свои крохотные размеры. Мне он напомнил Мышиный остров у побережья Корфу, та же специализация при схожих размерах.

46. Отсюда открываются отличные виды на залив и города, можно полюбоваться и на соседний конкурирующий остров с церковью Святого Георгия. Туда хода нет, поэтому о нем ни слова. В общем, швартуйтесь, при случае, не пожалеете. Это будут действительно интересные полчаса вашей жизни.

Ну а мы грузимся на наш ботик и двигаем дальше. Вон туда.

Пераст

48. Городок с милым названием Пераст.

49. Пераст считается самым красивым городом Которской бухты. Здесь можно поспорить, но Пераст и вправду, очень живописен.

50. Как и соседний островок, Пераст удивляет своими размерами.

51. Здесь есть пара улиц, причем про вторую мало кто знает — в переулочках можно найти узкие извилистые лесенки, и залезть на второй этаж городка. Виды оттуда открываются на порядок лучше, чем с берега.

52. История у городка богатая. Здесь отметились, за века его существования, и венецианцы, и австрийцы, и итальянцы, ну и сербы конечно. Интересно почитать на досуге, да.

53. В Пераст хорошо приехать на ужин, благо, прямо у пристани есть замечательный рыбный ресторан. Часок-другой можно неспешно прогуляться, меняя этажи города.

54. Есть здесь и красивые церкви, дворцы, и даже крепость.

55. Пляжей здесь нет, но никто не мешает купаться прямо с плит гранитного берега.

56. Ну или распить бутылочку вина прямо на парапете. Чудны виды!

57. Да даже прогулка по набережной оставит большое впечатление. В Перасте действительно своя атмосфера.

58.

59. Яхточки так и бегают по заливу.

60. Пераст в лучах заката особенно хорош. Городок-настроение. Город-на-один-день. Но действительно, древний и красивый.
Рекомендую.

61. Ну а мы снова двигаем дальше, но уже по берегу. Поменяли водный транспорт на сухопутный, временно, к слову.

62. Вот эти вот поплавки, выстроенные рядами вдоль берега — ничто иное. как устричные фермы. Также здесь выращивают и родственников устриц — мидий. Более 20 частных хозяйств расположились в заливе, весьма немало.

Устрицы в Черногории называют «остриги» или «каменицы», а мидии — «школьки». Еще здесь выращивают и ракушки Вонголе, про таких я вообще ранее не слыхал, а вот. Морские петушки по другому. С одного гектара морской поверхности получают около 10 тонн ракушек в год.

Сама по себе такая ферма представляет собой плавучую платформу, от нее в глубину моря уходят металлические сетки, сверху же они держатся на этих вот буйках, видимых глазу. В этих сетках моллюски и растут. Сетка, к слову, нужна для защиты от рыб, те же дорады совсем не прочь полакомиться устрицами.
За год устрица вырастает до вполне съедобных размеров, но лучше подождать года три, тогда и размер будет побольше, и цена для фермера поинтереснее.
В этот раз на устриц времени не было совсем, но заехать на такую ферму определенно стоит всем любителей морской живности — устрицу вас здесь продадут по полтора евро за штуку, еще и лимончиком польют. Ну или килограмм мидий на гриле с чесночной заправкой — всего десятка евро. Надо брать, так считаю.

Фотографий устриц и мидий, а также селфей довольных поедателей морских гадов не будет — в этот раз мы проехали мимо. Придется возвращаться.

63. Интересный факт. В Которском заливе вовсю бегают паромы.

64. И это реально очень удобно — не нужно кружить вдоль извилистой береговой линии, теряя время. 10 минут — и ты на другой стороне бухты. Отлично!

65. Пересекая залив.. Двигаем в Тиват.

Порто Монтенегро

66. Проехав Тиват, мы добрались до яхтенного курорта для действительно богатых — Порто Монтенегро.

67. Это бывшая военно-морская база «Арсенал» проданная за 23 млн. евро канадскому бизнесмену Питеру Манку, начавшего в 2006 году реализацию проекта Porto Montenegro. Среди его деловых партнеров были черногорское правительство, бароны Ротшильды и российский миллиардер Олег Дерипаска — хорошая компания собралась, непонятно, что здесь делает правительство только.

68. За годы в проект было инвестировано более 400 млн. евро. Канадского бизнесмена называли королем черногорского возрождения, обещавшего превратить Тиват во второй Монако и уверявшего, что богатство города зависит от количества яхт, как в Каннах, Монако, Монте-Карло, Портофино и Сардинии. Он обещал, что Porto Montenegro станет крупнейшей мариной Средиземноморья. Пока что это не произошло, но тренд очень впечатляет!

69. Сейчас яхтенный комплекс принадлежит, как ни странно, правительству Дубая, и неплохо себя чувствует. Сюда стоит приехать и погулять вдоль причалов, чтобы полюбоваться на супер-яхты миллиардеров и олигархов. Снимать на пирсе, ближе к самому закрытому участку, на камеру запрещено, охрана бдит и настоятельно просит удалить снимки. На телефон можно, но далеко не все. Впрочем, когда нас это останавливало.

70. Как минимум одну супер-яхту удалось идентифицировать — на рейде стояла красавица Ocean Victory, принадлежавшая российскому олигарху Рашникову. И это действительно крутая яхта!

Длина 140 метров.
Цена $ 400 млн
Бак на 550 тонн топлива
Автономность — 500 часов хода.
7 палуб
6 бассейнов
13 кают
спа
50 человек персонала
Вертолетная площадка и внутренний ангар с вертолетом, конечно же.

71. Ну и более мелких яхт тут немало.

72. Здесь красиво, особенно на закате!

73. Ну и по улочкам Тивата прогуляться тоже приятно, особенно на исходе жаркого дня, в компании удивительных скульптур израильско-французского мастера Idan Zareski. Такие вот странные ребята в кислотной расцветке и с огромными лапами будут сопровождать вас этим вечером.


74. Яхты и биг-футы, этим и запомнилась нам марина Порто-Монтенегро. Здесь определенно стоит побывать!

И снова Котор

75. Ну и завершим мы этот чудесный день снова в Которе, замкнув круг.

76. А вообще, крохотные средневековые городки особенно хороши вечером. Надо лишь свернуть с проторенных троп.

77. В полумраке не заметны приметы века XXI. За тем поворотом заброшенный дом подмигнет тебе пустыми глазницами окон.

78. Старинные каменные ступени карабкаются все выше в гору. Цветы в горшках, заботливо выращиваемые горожанами прямо посреди узкой улочки, двоим не разойтись. Домашние коты внимательно проводят тебя взглядом ярко-желтых глаз. Виноград, взбирающийся по крепостной стене, помнящей правление дожей. Внезапный перезвон колоколов откуда-то снизу.

79. Чей-то внимательный взгляд из-за неплотно прикрытых ставен. Хлопнувший на ветру флаг и скрип флюгера. Здесь никого и тишина. Пора вниз, в люди.

80. Здесь светлее и уютнее, здесь уже правит бизнес. Редкие туристы допивают остывший кофе за столиками уличных кафе.

81. Лавочники устало смотрят на вас через широко открытые двери сувенирных магазинчиков. Одинокая девушка цокает каблучками по брусчатке.

82. Вечер и безмятежность.

83. Но вот и туристическая тропа.

84. Здесь оживленно — музыка и вино, открытые платья и смех.

85. Туристам достаточно парадной витрины городка, все они здесь. Но там, в лабиринтах улочек, куда интереснее. Мы в Которе вечернем, и он чертовски хорош!

Можно ли ехать в Бока-Которский залив на один день?  Для Атоса это слишком много, а для графа Де ла Фер — слишком мало. Так и здесь — одного дня совершенно недостаточно, чтобы изучить все интереснейшие места бухты. Однако достаточно, чтобы проникнуться духом этого уголка Адриатики, увидеть главные красоты Черногории и главное — обязательно сюда вернуться! Здесь удивительно!