Малая кругосветка: Алматы — водохранилище Бартогай — плато Ассы — Тургеньское ущелье — Алматы.

Удивительные пейзажи родного края или как мы встретили самое красивое утро. Кони и горы в широком ассортименте!

2. Итак, задача — проехать «малую кругосветку» — заехать на плато через Бартогай, и, проехав всё плато Ассы, спуститься Тургеньским ущельем.

Первые пару часов двигаемся по новой бетонке Алматы-Хоргос, за Чиликом поворачиваем направо, и за перевалом Кокпек, снова направо, к Бартогайскому водохранилищу. Первая остановка.

3. Бартогай этим летом сильно обмелел, воды очень мало, а с обнажившегося дна ветер поднимает пыль на высоту в десятки метров!

Переезжаем мост как раз в пыли, ветер задувает в ущелье весь тот песок, что ранее был принесен речкой Чилик в водохранилище.  Не первый раз в эти местах, но такого — не видел никогда.

Ну и дальше — начинается Терра Инкогнита, здесь мы еще не были. Дорога резко ухудшается, скорость падает. Много острых камней, ехать надо осторожно, негативный опыт с боковым порезом имеется.

Полупустыня здесь переходит в горы Растительности почти нет. Однако на склонах порой встречаются хижины чабанов.

Дорога резко забирает вверх, извиваясь за ущельем. Дорога реально узкая, мест для разъезда не так много. Но есть плюс — машин почти нет, встретились пара грузовиков, да уазик. Потенциальный минус — при поломке помощи ждать придется долго. Да, на одной машине сюда лучше не соваться.

Жара под 40, постоянный подъем на малой скорости — и, как результат, загорается индикатор перегрева вариатора. Вынужденный техстоп минут на 20, охлаждаемся.

Самое время прогуляться по окрестностям. Чем выше поднимаемся — тем больше зелени.

Нам — туда. Дорога реально сложная, и на Форестере проезжаем на грани возможностей машины. Но проезжаем везде, без посторонней помощи.

Остудили машину, двигаем дальше. Здесь уже полегче, немного плоскогорья у горного хребта.

И большая поилка для скота. Воду бесплатно поставляет сама природа.

Еще немного вверх, к большому ущелью.

Все, мы на перевале между горами Ортатау и Алабайтал. Перевал невысок, всего 2050 метров. Когда-то давно этот щит что-то сообщал, но те времена остались в прошлом.

Перевал пройден, теперь спускаемся вниз, к новому ущелью. Дорога откровенно плохая (на фото — просто отличная), местами глубокие трещины, провалится в которые чревато ожиданием помощи.

Что интересно, в это время года скота в здесь нет, но вся инфраструктура исправно работает. Еще одна поилка.

Дорого улучшается — ровная укатанная грунтовка и красивейшие виды!

Местами обязательно стоит остановится, выйти из машины и просто молча за этим все понаблюдать. Дух захватывает!

Показалась река Ассы, мы все ниже спускаемся в ущелье. С севера, справа, горы Ортатау, слева же — Сарытау.

В нижней части Сарытау напоминает Чарынский каньон. Начинается так же, небольшими стенами.

А дальше уже — куда как интереснее! Впрочем, удивляться нечему, Чарын здесь недалеко, Чарын и Ассы — горные речки-сестры.

Но вот правда — красиво и необычно.

Внизу, у реки, под купами деревьев отдыхает группа джиперов.

Отличное место для стоянки и отдыха!

Самое время погулять, да размять ноги.

Едем дальше. Джиперы сообщили, что на Форестере мы дальше точно не проедем, дорога местами проходима только для серьезных внедорожников, вот как у них, например. Забегая вперед — проехали везде, без проблем. О этот внедорожный снобизм! ))

Закрытый шлагбаум и домик егеря. Бегают дети, никто не выходит. Приходится самому поднимать шлагбаум. Проехали.

Не все путешествуют по этой дороге благополучно. Под дорогой валяются останки ГАЗ-66. Похоже, вытаскивать его не стали, сняли только самое ценное.

От шлагбаума дорога опять забирает круто вверх, дальше опять едем по горам

Движемся вдоль хребта Сарытау, слева остается глубокое ущелье. Горы становятся все зеленее.

А вот и местная живность — толстенный сурчина провожает машину взгядом.

Здесь уже начинаются обитаемые края — вот и первые юрты чабанов. В дальнейшем их будет очень много!

Лента дороги

Северный склон горы здесь зарос густым хвойным лесом.

Террасы на горе, похожие на тропинки.

Вот и главные местные обитатели — коровы и кони.

Подходят прямо к дороге, интересуются.

Почти заехали на само плато Ассы-Тургень. Места всё красивее!

Все, мы, можно сказать, на месте. Плато — как на ладони!

С юга плато плавно переходит в хребет Караш с абсолютной высотой почти 3 500 метров. Сейчас мы на высоте около 3000 метров.

Охрана переезда 🙂

Постоянно приходится переезжать через ручьи, несколько раз — через саму речку, здесь нужен высокий клиренс. Субаровский 220 — хватает вполне. Да, это дорога.

Вокруг кипит жизнь, стойбища — десятки юрт, небольшими кучками. Вот так выглядит типичное стойбище современных чабанов. Юрты и внедорожники. Это не туристический кластер, а вполне себе сельскохозяйственный.

Классические альпийские луга. Столько скота в одном месте я не видел вообще никогда.

Джайляу — летние пастбища. Подрастает молодняк, нагуливают жирок коровы, лошади, овцы.

Нет проблем ни с водой, ни с кормовой базой.

Местный центр цивилизации — здесь можно снять комнату в домике или переночевать в юрте. Собачка, к слову, мирная.

Здесь же — магазин, причем круглосуточный! Реально работает, проверили.

Немного лошадей, разными планами. Красивые создания!

 

 

Ну и адский коровий патруль 🙂 Интересной масти КРС.

Меж тем мы проехали где-то половину плато, и погода начала резко портиться. Несколько часов назад мы карабкались в горы при температуре почти +40, сейчас за бортом всего +6. Идём на грозу.

Через несколько минут плато накрыло сильнейшим ливнем.

А впереди уже проглядывало закатное солнце.

Проскочили грозу, снова хорошая погода. Видите белые точки? Это всё — юрты чабанов.

Дорога раздваивается — можно ехать слева и справа от реки.

Но везде она вполне проходима, даже для нормальных кроссоверов. Да, легковушек здесь нет.

И вот наконец, под вечер, показалась цель нашего сегодняшнего путешествия — башня обсерватории. Именно здесь у нас запланирована ночевка.

Вообще, обсерватория Ассы-Тургень — место уникальное.  На первом плане здесь — недостроенная и заброшенная гостиница для сотрудников, но не нужно по ней судить о всем объекте.

Постоянные наблюдения начались в 1981 году на метровом “Цейсе”. К 1991 году были возведены две башни телескопов и гостиничный блок, а также запущен в строй метровый телескоп. В конце 1980-х годов предполагалась установка 1,5-метрового рефлектора АЗТ-20. Купол и здание обсерватории были установлены, но c начала 1990-х годов постройка 1,5-метрового телескопа была заморожена в связи с распадом СССР (говорят, до окончательной сборки не хватило буквально пары месяцев).

В 2014 году было принято решение о достройке телескопа АЗТ-20 силами Астрофизического института им. В.Г. Фесенкова. В конце 2015 года было установлено главное зеркало и введена в действие система наведения телескопа.

Первый свет телескоп увидел в октябре 2016 года, а 27 июля 2017 года он был введен в тестовую эксплуатацию.

Снаружи обсерватория выглядит не очень живой, если честно. Однако здесь работают люди! На плато — идеальный астроклимат, без всяких засветок.

Меж тем вечерело, ставили палатки и натягивали тент уже под дождем. Замечательный вечер с миллионами звезд над нами. Ну а утро порадовало просто великолепным рассветом!

Эти виды стоили раннего подъема в пять утра.

Собственно, так выглядел наш лагерь.

Вид на восток.

А такой вид открывается на запад, в это ущелье нам скоро спускаться.

Меж тем рассвет вступает в свои права, подсвечивая обсерваторию.

 

Ну а на плато открылся просто потрясающий вид. Пожалуй, это одна из лучших обзорных площадок во всей Алматинской области.

 

Попробовал подойти к табуну, но не получилось — этот полудикий мустанг, вожак и глава большого семейства понесся на меня, фыркая и угрожающе ржа 🙂 Драться с конем у меня в планах не было, пришлось отступить.

Пришлось снимать колючки 🙂

И местную живность.

Утренний кофе, завтрак и свежайший горный воздух. Идеальное утро.

Пришла пора сворачивать лагерь и стартовать вниз. Последний взгляд на обсерваторию.

Спускаемся. Дорога здесь поначалу приемлемая. Потом, уже в Тургеньском ущелье она испортится, но все равно останется более проходимой, чем наш вчерашний путь через Бартогай.

Где-то там, далеко, еще можно увидеть башню обсерватории.

И еще одно стойбище чабанов.

Крупным планом.

Бегают куры и индейки, апашка (бабушка) варит обед. Здесь совсем иная жизнь, чем в городе.

В ущельях еще не развеялся утренний туман. Если приглядеться, то меж деревьями можно увидеть лагерь туристов — палатки и Делика. Они сегодня никуда не торопятся.

Ну а мы спускаемся в город, до которого 75 километров по горам.

Путешествие удалось! Смело могу рекомендовать такой двух-(а лучше трех)-дневный тур из Алматы. Но обязательно нужна хорошие, проходимые машины, причем две, как минимум. Мы все таки рисковали, отправившись в путь на одной. Ну и можно, конечно, поехать на обсерваторию гораздо проще и быстрее — подняться также из Тургеня, не заморачиваясь Бартогаем. Это уже на любителя, но нам вот очень понравилось, хотя и приходилось порой ехать на грани возможностей автомобиля.  Было круто в любом случае!

Путешествуйте, друзья!


Хранение фотографий — фото хостинг iMGSRC.RU