Заключительная чать нашей «кругосветки». Объехали Иссык-Куль почти полностью, сегодня мы в Караколе.

Есть день на прогулку по городу, а здесь что посмотреть! Ну и обязательно съездим в Пристань-Пржевальск, посетим музей и памятник путешественнику Пржевальскому.

Итак, вернулись в цивилизацию, заселились в приятный отель. Каракол, хоть небольшой, но таки город, можно и нужно его изучить. Говорят, здесь красивый старый собор и интересная мечеть. Идём в сторону центра, навигатор ведет через старый парк.

В парке  стоит БМП-1, служит памятником воинам-афганцам. На досках выбиты фамилии пржевальцев, не вернувших с той далекой войны.

Здесь же — Пушкин, дар России. Поэт задумчив.

В Караколе — больше 70 000 жителей, но местами городок выглядит очень уютно, по-деревенски. Это — старая часть Каракола, дом, похоже, дореволюционной постройки. Вообще, город Каракол был основан 150 лет назад, и с той поры здесь сохранилось немало построек.

Не совсем привычное здание для института, но почему бы, действительно, и нет.

Каракол, кстати, так называется уже в третий раз. И два периода он был Пржевальском — в 1889—1922 и в 1939—1992 года. Так что здесь оба названия являются историческими. Удивительная челночная история имени. 

Старое здание. Что здесь находилось сразу после постройки — информации нет.

Сразу напротив — вход в сквер с самой большой православной церковью в Кыргызстане.Церковь Троицы Живоначальной. Памятник деревянного зодчества XIX века.

Подробно про церковь хорошо расписано у Романа Петрушина в ЖЖ. Возьму оттуда пару абзацев, спасибо автору:

«Современное здание церкви Троицы Живоначальной было построено из дерева по индивидуальному проекту верненских инженеров в 1894-95гг. При строительстве использовался кирпичный фундамент от разрушенного каменного храма. Освящение храма состоялось 12 ноября 1895 года.»

В 1932 году она была закрыта и разграблена. Купола и колокольня снесены под потолок. В помещении церкви разместился клуб. В 1947 году храм вновь отрыл свои двери для прихожан. Был восстановлен центральный купол. На большее не было средств. В 1961 году церковь вновь отобрали у верующих и приспособили под спортивный зал ДЮСШа. К концу XX века здание пришло в аварийное состояние.

В 1986 году начались реставрационные работы с целью использования здания под нужды краеведческого музея. До конца они не были доведены из-за нехватки средств. 23 ноября 1995 года его передали православной общине Каракола. На момент передачи был восстановлен внешний облик церкви — отстроены колокольня и купола, заменена крыша, сгнившие венцы, окна и декор, отремонтирован фундамент. Внутренний ремонт и благоустройство прилегающей территории заканчивали прихожане на собственные средства и пожертвования.

В общем, церковь и сейчас отчаянно просит ремонта. Но, как минимум, за ней ухаживают, и это здорово. Это — безусловно интересная историческая достопримечательность города.

Идем дальше. Вот самый центр «советского» Пржевальска — Иссык-Кульская государственная областная администрация.

Вокруг — россыпь памятников уважаемым людям. Юсуп Абдрахманов – советский государственный и политический деятель, первый председатель Совета народных комиссаров Киргизской ССР. Репрессирован в 1938 году.

А это уже — более современный памятник, вернее даже совершенно новый. Арык Мырза, я так понял — основатель рода.

Жара. Июль.

Отличное место, чтобы отдохнуть в тени. Такой загончик с ивой и скамейками.

Камень основания города. Название города аккуратно перебито.

Площадь имени Чингиза Айтматова, на ней стоит Иссык-Кульский Государственный Университет.

Касым Тыныстанов смотрит на университет имени себя. Вместе с Хусейном Карасаевым.

А с другой стороны площади на нас смотрит золотой Ленин. Я даже глазам своим не поверил, пока близко не подошёл. Реально! Золотой. Ленин.

В общем, центр не очень интересный, такой классически-советский. Идем дальше, держим курс на старинную мечеть. Местами, на домах, попадаются симпатичные муралы. И домашнее молоко, воон там, слева.

Проходим мимо заброшенного кинотеатра. По аналогии с нашим талдыкорганским «Балхашом» (похожая планировка) предположил, что в былые годы он назывался Иссык-Куль. Так и оказалось.

Вот так он выглядел в былые годы. Фото взято отсюда.

Сейчас кинотеатр переживает, прямо скажем, не лучшие времена. «Лихие» 90-е в Караколе, похоже, еще не закончились. В том же Талдыкоргане «Балхаш» вполне себе здравствует, пусть и в роли уже ресторана.

Мда. Печальное зрелище.

Но идём дальше. Собственно, уже даже пришли — только дорогу перейти. Следующая знаковая историческая достопримечательность города — Дунганская мечеть.

И снова цитирую ЖЖ-блогера volos-t:

После неудачного восстания против династии Цинь в 1862-69гг, под натиском китайских карательных отрядов около 300 тысяч дунган бежало на территорию Российской империи в район города Каракола. Российские власти не противились этой миграции и приняли их в свое подданство. Освоившись в городе, дунгане решили построить мечеть. Для этого из Китая был приглашен Чжоу Сы, который руководил 30 мастерами. В течении 3-х лет (1907-10гг.) проводились подготовительные работы, заготавливались материалы — тянь-шаньская ель, карагач, тополь, орех. Сама же сборка мечети заняла всего 3 месяца.

А вот минарет, что на фото, не особо исторический. В 40-х годах его перестроили, он заметно не гармонирует с архитектурой мечети.

А вообще — мечеть интересная и необычная. Внутрь заходить нельзя, но можно снимать, стоя снаружи, внутреннее убранство.

Доброжелательный смотритель (если я правильно понял должность) мечети рассказал нам, что эта мечеть составляет три точки большого треугольник. Есть еще две мечети в этом же стиле, образующие один ансамбль — в казахстанском Жаркенте и в одном из городов  СУАР (к сожалению, не запомнил в каком).

Примечательно, что при монтаже гвозди не использовались. Остов здания составляют 122 деревянных столба, которые соединены системой балок и насадок.

Особое изящество и легкость придает ему так называемая парящая крыша, имеющая изогнутые кверху концы ската, да еще опоясывающая здание галерея с цилиндрическими колоннами без капителей, большой карниз.
Ее главный зал может вмещать около тысячи верующих, во многом делает большое количество резьбы по дереву и яркой полихромной росписи. Поверхность арок и стен благодаря этому приобретает ажурную легкость и художественную изысканность. (с)

В общем, место очень интересное и самобытное. Будете в Караколе — обязательно загляните.

Идем дальше.

Местами во дворах многоэтажек можно заметить юрты. Да, в Кыргызстане юрты очень популярны, у нас в городе их можно увидеть только в дни праздников.

Как я уже упоминал, засилье рекламы сотовых операторов в Кыргызстане (ну или только в Иссык-Кульской области) — просто адское. Везде она, аршинными буквами. Чем больше магазин — тем больше должен быть баннер. Отвыкли мы от такого рекламного хаоса. И хорошо. А вот любовь к монструозным лимузинам — у нас общая.

Да, кстати.

Национальная особенность — продажа напитков Чалап и Максым на разлив.

Отличная зубастая пасть — вход в магазин. Закрыто.

Снова дошли в историческую часть города. Здесь не так давно восстановили, так называемый «Купеческий проезд». Даже брусчатка появилась. Получилось очень неплохо.

Похожее крыльцо давным-давно было у дедовского дома. Схожая семиреченская архитектура.

Дошли до музея. Историко-краеведческий музей расположился в каменном доме купца скотопромышленника М.Н. Ильина, построенном в 1887 г. Зайдем? Зайдем.

Внутри — классический областной историко-краеведческий музей.

И да, юрты и здесь. Сотни их мы увидели в это путешествие. Тысячи!

Но местами — интересно, конечно. Прялка и швейная машинка — как у бабушки в комнате. Эдакий флэшбек в прошлое.

В каждом областном музее обязательно должен быть свой «упоротый лис».

И удивленный орёл. Есть флеш-рояль!

Но самое главное и интересное здесь — не чучела и телеги. Как ни странно, самый эксклюзив здесь —  интереснейшая фотоэкспозиция!

Знакомьтесь —  Элла Маяйр — швейцарская путешественница, в 30-е годы проехавшая почти всю Среднюю Азию и запечатлевшую на свой фотоаппарат мгновения тех лет. С большим удивлением обнаружил на стенах и снимки Алма-Аты, до этого мне не попадавшихся вообще нигде! Да, в своем путешествии Элла проезжала и наш город.

Переснял, публикую в таком качестве, с подписями автора. И еще несколько снимков, не из Казахстана, для атмосферы добавил.

А вообще, женщина была удивительной судьбы! Родившись в Швейцарии в самом начале века, Элла вела необычный для девушек тех времен образ жизни — ходила под парусами на яхте в Средиземном море и каталась на горных лыжах. Некоторое время преподавала французский язык в Англии, потом в Берлине преподавала английский язык. Во Франции она снималась в качестве дублёра в кинофильмах, была капитаном швейцарской сборной по хоккею, создала женскую команду по хоккею на траве, участвовала в летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году. Много путешествовала, снимала уникальные фотографии, писала книги.

С 1930 года, практически без денег, она совершила несколько путешествий по Советскому Союзу, в одном из них сняты эти моменты

На этом фото — самолет Добролета Junkers F-13, на котором Элла прилетела из Ташкента в Самарканд.

А это уже — Алма-Ата. Подпись автора: «Церковь Алма-Аты превратилась в музей атеистов».

«Центральный проспект Алма-Аты. К югу — снег в горах Кунгей Ала-Тоо». На самом деле — это Заилийский Алатау.

«Седло и туш кииз на продаже. Кочевники голодны. Базар Алма-Ата»

«Железнодорожная станция Фрунзе». На латинице.

«Женщины прощаются с паранджой»
Наверное, Узбекистан.

Затрудняюсь с определением. Возможно Иссык-Куль. Хотя на корабле Элла путешествовала в наших краях только по Аралу.

Бабушка Элла прожила долгую жизнь, просто наполненную приключениями и путешествиями! Умерла в у себя дома в Швейцарии, в 1997 году, в возрасте 94 лет.
Вот она — Жизнь Удивительных Людей!

Осмотрели музей, пора обратно в отель, на машину и дальше в путь.

 

Напоследок — местная автостанция.

Пообедав, стартуем домой. Но осталась еще одна точка, мимо которой ни в коем случае нельзя проехать — музей и могила великого путешественника Николая Михайловича Пржевальского. Делаем небольшой крюк, приезжаем в поселок Пристань-Пржевальск. Здесь и находится музей.

До памятника ведет тенистая аллея.

Пржевальский совершил четыре путешествия в Центральную Азию, совершив немало открытий. Пятое путешествие оказалось незавершенным и последним.

Еще за работой над книгой о своей четвертой экспедиции, принесшей ученому мировое признание, у Пржевальского зародилась идея нового маршрута. Отправной точкой в ней должен был стать Каракол, а целью Кажгария, Лхасса, истоки Брахмапутры.

Для этого в начале октября 1888 года он прибыл в Пишпек (позднее — Фрунзе и Бишкек). Будучи на охоте, напился воды из реки Чу и заразился брюшным тифом. На болезнь он не обратил внимания и, собрав снаряжение, 12 октября отправился в строну Каракола, куда прибыл 24 числа. Здесь болезнь быстро прогрессировала. По настоянию спутников Пржевальский 26 октября лег в военный лазарет. Но было уже поздно. 1 ноября 1888 года Николай Михайлович скончался. Ему было 49 лет(с)

История памятника начинается в 1893 году. Когда при большом количестве народа рядом с могилой официально открыли монумент по проекту генерала А.А. Бильдерлинга. Его высота — 8.5 метров, масса орла составляет 1 тонну, размах его крыльев — 3 метра. Каждая деталь, из которого состоит мемориал, имеет свой смысл. Он сделан в виде скалы — скала символизирует высокие горы вокруг Иссык-Куля. На ее вершине лежит карта Центральной Азии, а на ней маршруты экспедиций ученого. На карту садится орел, у птицы в клюве оливковая ветвь. Это означает, что работы и труд путешественника навечно увенчаны славой и успехом.

Путешествия — это большая часть моей жизни. И я очень хорошо понимаю великих путешественников былых лет. Отдать дань памяти географу и генерал-майору — мой долг. Помним и чтим.

Согласно завещанию Пржевальского его похоронили на берегу Иссык-Куля недалеко от города Каракола. Этот залив и сейчас носит его имя.

А еще, по непонятной причине, в этом же музейном комплексе власти Кыргызстана установили памятник и музей кыргызскому ученому-языковеду Хусейну Карасаеву. Собственно, я даже не сомневаюсь, что человек был достойный, но вот зачем было «уплотнять» по советски уже существующий музейный комплекс — совершенно непонятно. Ну да ладно.

А еще обязательно нужно заглянуть в музей Пржевальского и послушать экскурсовода. Действительно интересная экскурсия!

Здесь представлены вещи, с которыми географ прошёл всю Центральную Азию.

Самый ценный экспонат музея — это ружье, принадлежавшее Н.М. Пржевальскому. В 1883 г., готовясь к четвертому путешествию в Тибет, Пржевальский заказывает для участников экспедиции несколько ружей известному оружейному мастеру Василию Васильевичу Лежину.

Возвратясь из экспедиции в 1885 г., Н.М. Пржевальский подарил ружье начальнику охраны Г. Иванову. Позже случайно это ружье попадает в частную коллекцию уральского казака Ф. Стягова, который и представил его в 1891 г. на Международной Московско-Парижской выставке редкого оружия. Там оно было высоко оценено: на хвостовой части ружья сохранилась медаль, на которой надпись по французски: «Паикс-Лябор (Мир-Труд). 1891 год. Москва — Париж», а также изображены гербы Москвы и Парижа. В 1919 г. сын Стягова попытался вывезти ружье в Турцию, но оно было конфисковано и совершенно случайно попадает в руки офицера грузинской гвардии. У офицера ружье было перекуплено коллекционером исторического оружия, впоследствии оружейного энциклопедиста  В.Е. Маркевичем. И только в 1957 г. музей приобрел у него эту бесценную реликвию. (с) отсюда

Ну что ж, на этом можно и закрывать «кругостветку».  Иссык-Куль мы объехали, и самые интересные и значимые достопримечательности увидели своими глазами и прошли ногами. Недельное путешествие, безусловно, удалось! Надо будет повторить, еще немало вкусностей осталось на следующий раз.

А пока же — у нас долгий путь домой, в Алматы.

Ну а вот так выглядит трек всего пути. Путешествуйте, друзья!

Вся Иссык-Кульская «кругосветная» серия:

1. Север, пляжи Каджи-Сай и Тамга.
2. Водопады ущелья Барскоон и ледники плато Арабель.
3. Каньон Сказка и ущелье Жеты-Огуз.
4. Город Каракол — Пржевальск. 


Хранение фотографий — фото хостинг iMGSRC.RU