Столетие авиации в Алматы!
Сегодня большой день в истории авиации Казахстана, а особенно — Алматы.
Можно сказать даже — праздник, о котором мало кто знает.
Ровно 100 лет назад, 30 марта 1919 года, в город Верный прилетел первый в его истории самолет — биплан «Conbur» приземлился на площади за Малой станицей. То есть сегодня мы смело можем отметить столетие авиации в Алматы и Семиречье.
Вот как описывается, то историческое событие:
«Ранним утром 30 марта 1919 года к часовне за Мало-Алматинской станицей начал стекаться народ на субботник — готовили площадку под аэродром. После полудня следующего дня взоры устремились на черную птицу, парившую над хребтом Алатау. Ожидаемая всем городом «птица», неуклюже покачивая крыльями, начала снижаться на приготовленное ей место посадки. Так завершился первый в истории авиации перелет в 4 тысячи верст, по маршруту: Самара — Оренбург — Актюбинск — Ташкент – Бурное (Джамбульская обл.) — Верный, совершенный пилотом Шавровым и механиком Шеманюком.
Судя по репортажам с места события, аэроплан красвоенлета Александра Шаврова относился к серии бипланов-истребителей английской фирмы Сопвич, то ли «Кемел», то ли «Снайп», оснащенных «ротативным двигателем французской фирмы Рон в 230 л.с.». Скорость полета биплана равнялась 200 км в час, а потолок машины мог достигать 7 км.
В рапорте правительству Туркестана летчик Шавров сообщал: «Совершены полеты по маршрутам Самара — Оренбург — Актюбинск, Бурное — Верный — Гавриловка (ныне Талды-Курган) и далее по горячим точкам Северного Семиреченского фронта. Все указанные полеты совершены с оперативным заданием… Мой аппарат прошел в воздухе около 4 000 верст, весь истрепан, расшатана установка мотора, винт чинен в трех местах. Основа корпуса и крыльев, лонжероны, обшивка латаны в тринадцати местах. Крепление тросов крыльев — самодельное. Капот разорван. Мотор весь избит». Печать Туркестана отмечала в те годы: «Аппарат не может равняться по выносливости со своим летчиком… Тов. Шавров, несмотря на всю ветхость своего боевого товарища, работы не бросает…».
В телеграмме члена РВС РСФСР П.А.Кобозева в Полевое управление авиации говорилось: «В 12 часов 40 минут военлет Шавров с механиком Шеманюком прилетели в Верный перерезав горные хребты высотой 7 017 футов.
Более подробно рекомендую почитать про этот перелет в книге Валерия Стешенко «История авиации Казахстана (1907-1940г.г.)»
Текст выше взят оттуда, большое спасибо Валерию Стешенко!
В общем, первым летчиком в Верном — Алма-Ате — Алматы был Александр Шавров. Что характерно, Александр родился именно в Верном, где окончил гимназию, а также курсы шоферов Карпа Овчарова. После этого началась Первая Мировая, где Шавров выслужился от прапорщика до штабс-капитана. Осенью 1917 года — курсант Севастопольской военно-авиационной школы, где, единственным из курсантов, принял сторону большевиков после Октябрьского переворота.
Во время гражданской войны активно воевал на стороне красных, был переброшен из под Дона на наше направление. После памятного перелета и посещения Верного совершал разведывательные полеты над территорией поддержавшего Белое движение Семиреченского казачьего войска. Более чем уверен, эти полеты наблюдал своими глазами мой прадед, вместе с пятилетним дедом.
К сожалению, боевой летчик погиб в том же 1919-м году, в июне его расстреляли свои же — взбунтовались крестьянские красные командиры. Шавров погиб в моем родном селе Абакумовка, где до сих пор стоит в память о нем небольшой обелиск.
В свое время я жил на улице Шаврова, а пионером, на излете Союза, успел постоять в почетном карауле у этого памятника. И уже тогда был в курсе о том самом первом самолете в Семиречье.
В общем, сегодня ровно сто лет, как над Алматы летает авиация. Поздравляю всех причастных с такой знаменательной датой!