В октябре Кронштадт особенно красив.
Оранжево-закатные парки и скверы на фоне разрушающих стен Кронштадского Адмиралтейства. Строгая свинцовость Итальянского пруда отражает начищенную медь листвы. Морской Собор своим золотым куполом отлично гармонирует с окружающей действительностью.

Красиво. Но цель поездки немного другая — мы приехали навестить эскадренный миноносец Беспокойный, что с недавних пор навечно пришвартован к пирсу Купеческой гавани.

Впрочем, в Кронштадтском отделении парка Патриот немало интересного. Вперед?

2. Утро. Классический вид Морского собора. Людей на якорной площади практически нет.

3. Зато внутри оживленно. На службу строем пришел отряд курсантов.

4. Про собор я много писал в первом репортаже, поэтому останавливаться не будем, идем дальше. Петровский парк осенью выглядит намного лучше, чем зимой. Пётр одобряет.

5. Петровская пристань и якоря. Следуем по маршруту обязательной прогулки по городу.

6. Как вам плавучий кран — тяжеловес?

7. В Средней гавани пришвартованы малые противолодочные корабли (МПК) —  304 «Уренгой» и 308 Зеленодольск.

8. Старинные пушки грозно поглядывают на выход из гавани.

9. У причалов Морского завода тоже интересно — стоит пожарное судно ПЖС-282 и прогулочный теплоходик Жемчужина.

10. За забором виднеется уменьшенная копия петровского линкора «Ингерманланд».

11. А вот и Петровский канал и Усть-Рогатка. Справа уже виднеются экспонаты музея и надстройки эсминца. А я ведь помню, совсем недавно этот пирс был закрыт для публики. Нам, собственно, туда.

12.  Нам нужно дойти до петровского дока и перейти канал по доковому мосту.

13. Но вот незадача — моста нет! Он лежит с той стороны канала, по всей видимости — ремонтируется. Перейти канал не представляется возможным, если только вплавь. Придется обходить весь Петровский док — а это совсем не близкий путь. Но дождя пока нет, а прогулка обещает быть живописной. Идем обратно, что поделать.

14. Кстати, сейчас разрабатывается грандиозный проект расширения местного парка «Патриот», и, в частности, предлагается накрыть весь немалый док крестообразным стеклянным куполом и внутри сделать музей. Очень амбициозный проект.

Ну а мы двигаем вокруг будущего музея.  В саду старого губернского дома Миниха, в самых зарослях, можно с трудом увидеть памятник Попову. Собственно, именно здесь он и проводил свои опыты с радио.

15. А Петровский овраг зарос деревьями.  Говорят, в этот овраг, во времена февральской революции, водили расстреливать пойманных в городе морских офицеров.

16. И снова выходим к Морскому собору. Отличный осенний вид чертовски портит палатка с сувенирами!

17. Прогуливаемся вдоль стены Славы, память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны. Здесь установлены 24 мемориальных доски.

18. Здесь же — два кормовых якоря (стоп-анкеры) весом по 2,6 тонны линейного корабля «Октябрьская революция» и часть брони башни орудий главного калибра.

19. Классический вид на Обводной канал, здание Провиантского магазина и, конечно, на орудийную башню старшины 1-й статьи Ивана Томбасова, спасшего, ценой своей жизни, тот же линкор в  1943-м.

20. Впереди у нас — марш-бросок по исключительно приятному скверу улицы Советской.

21. Когда-то по этому каналу бегали небольшие суденышки, доставляющие грузы в в эти самые склады, как тогда их называли, Провиантские магазины.  Сейчас даже сложно такое представить.

22. Осенью Обводной канал, отражающий саму осень в  своих водах, просто чудовищно живописен! (3 фото, листайте)

23. Комплекс зданий Кронштадтского Адмиралтейства находится в ужасно запущенном состоянии и приходит в упадок все больше и больше. Но есть и хорошие новости — эту территорию хочет забрать себе парк «Патриот» и обустроить здесь экспозицию. Пожалуй, это лучшее возможное будущее объекта. В ином случае МО РФ, на балансе которого и находятся исторические здания, и пальцем не пошевелит.

24. Меж тем, цель все ближе!

25.  Мы у Итальянского пруда. Историческую справку можно почитать в первом репортаже, здесь же — осенние виды пруда. Тишина и нерушимая водная гладь.  (3 фото)

26. Вот мы и у цели. Вход свободный, проходите пожалуйста. Курс на маяк, со всеми остановками. Былых ворот с часовым у входа нет. Чудны дела!

28. Здесь много интересного, это настоящий музей под открытым небом. Погнали!Вот стоит (лежит?) ПКР — противокорабельная крылатая ракета П-15М «Термит». Летала на 80 км, могла оснащаться ядерной БЧ. Такая вот крылатая кроха.

29. Советская крылатая ракета воздушного базирования К-10 (Комета-10). Также оснащалась спецбоеприпасом. Летала на 2000 км, запускалась с ракетоносцев Ту-16, Ту-22 и Ту-95К-10. Жаль, крылья и киль утратили военно-морским способом.

Интересный факт — в 1964 году на учениях такая вот ракета перенацелилась на японскую шхуну, которая шлялась по полигону. Ракета взорвалась в 400 метрах от шхуны (взрыватель был установлен на подрыв на траектории, с целью сохранности мишеней на полигоне). Двигатель ракеты прошил шхуну насквозь, обломками повредило надстройки. Японским морякам повезло — все выжили. Международного скандала удалось избежать, отчасти потому, что японская сторона искренне считала, что в судно попали обломки советского истребителя и выражали соболезнование по погибшему лётчику. Наши, понятное дело, молчали как рыбы.

Самое забавное здесь, что у ракеты установлена поясняющая табличка, что перед нами всего лишь реактивная глубинная бомба РГБ-10. Ну да, введение в заблуждение потенциального противника — наше всё. Maskirovka. Ну или головотяпство — «и так сойдет, кто в этих железяках разбирается?». Все бы ничего, но железяка установлена, практически, посреди военно-морской базы, и в теме вопроса здесь очень многие.

30.  Зенитные ракеты В-600 Зрк «Волна» и 9М33 комплекса Оса-М. Без направляющих, в горизонтали, смотрятся неполноценно как-то. (2 фото)

32. Самонаводящаяся электрическая торпеда СЭТ-40 60-х годов.

33. Двухтрубный торпедный аппарат ДТА-53. Вон на том корабле стоит точно такой же комплекс.

34. Спаренная корабельная артиллерийская установка АК-230. Стрельба велась очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут

34. АК-630. Лютая вещь!

Основное назначение АК-630М — борьба с воздушными и легкими надводными целями. Обладая громадной скорострельностью, установка способна создать вокруг себя буквально создать облако снарядов направленное на цель. Её нормативный режим стрельбы составляет до 5 оче­редей по 20-25 выстрелов на предельной дальности и оче­реди по 400 выстрелов на более близких дистанциях с 3-5 секундными интервалами, тем стрельбы в минуту, таким образом, составляет до 5000 выстрелов. Авиационный вариант этой пушки ГШ-6-30А  устанавливали на истребители-бомбардировщики.

35. 25-мм двуствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка 2М-3М.

36 Сразу две реактивные бомбометные установки — 12-ствольная РБУ-6000 (Смерч-2) и шестистволка РБУ-1000. Основное предназначение — борьба с ПЛ противника. (2 фото)

37  Здесь же, на пирсе, установлены старые катера разного возраста. Некоторые отчаянно просят реставрации.  (2 фото)

38. Броня. Жаль не указано, откуда этот участок.

39. Рейдовый катер РК-1915. Бывший командирский катер с легкого крейсера «Киров». (2 фото)

40. Оглядимся? Прямо по курсу — вход в Купеческую гавань.

41. Заброшенная Меньшиковская батарея

42. За батареей виднеется форт «Кроншлот» — памятник истории и архитектуры XVIII века. Создан для защиты города от шведов во время Северной войны — в 1704, несколько раз перестроен. В теории — находится под охраной государства.

43.  Справа в гавани стоят военные: противодиверсионный катер П-104 Нахимовец, предназначенный для защиты акватории и базы от диверсантов и два катера-торпедолова КРХ-1821 и ТЛ-1127.

44. Тактическая группа безымянных тральщиков в полном составе — базовый тральщик БТ-115 (515) и два систершипа — рейдовые тральщики РТ-57 и РТ-248  (2 фото)

45. А слева, у стенки Морского завода, стоит учебный корабль «Смольный», старый знакомый. Слева виднеется подводная лодка 877-го проекта, то ли Выборг, то ли Дмитров.

46. Сорокопятки 21-К времен войны.

47. Отсюда отличный вид на Морской канал, и проходящий по нему огромный контейнеровоз VISTULA MAERSK. Кстати, совсем новое судно, постройки 2018 года. Ходит эдаким шаттлом между Петербургом и Роттердамом. Можете прикинуть объем перевозок. (2 фото)

48. Возвратимся к экспозиции. У стенки стоит большой ракетный катер «Р-47», вооруженный ПРК «Москит«. Вон они, Москиты, по две трубы по бокам. Понятие катер здесь — понятие совсем относительное.

За 30 лет службы катер принял участие в 30-ти сбор-походах кораблей Балтийского флота, выполнил несколько десятков боевых упражнений артиллерийскими комплексами, средствами РЭБ, ПЗРК, выполнил 6 ракетных пусков ракетным комплексом «Москит», отстоял более 45 боевых дежурств в составе дежурных сил Балтийского флота, прошёл более 15 тысяч миль.  (с) Теперь вот — на заслуженной пенсии.

49. А еще здесь поставили просто уникальные экспонаты.  Сверхмалая подводная лодка В-499 проекта 908 «Тритон-2». На табличке — чудесный текст: «Предположительно несколько аппаратов «Тритон-2» состоит на вооружении РФ и Украины. И это говорит музей МО РФ. Точно не знают, что у них самих стоит на вооружении 🙂

50.  А вот и и «младший брат»  — «Тритон-1М». Этот тип представляет собой плавательный аппарат «мокрого» типа, рассчитанный на двух водолазов, которые находятся в заполненной водой кабине.

51. Подводные спасательные аппараты АС-5 и АС-22 (2 фото)

52. Гражданские батискафы.»Риф» и «Лангуст». Удивительная техника, очень интересно увидеть их в реале.

53. Ну и на закуску — бесконтактные морские мины.

54. Вот подошли к главному и самому серьезному экспонату парка. Позвольте представить — «Беспокойный» — эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч».

«Беспокойный» был спущен на воду под закат СССР, а в состав флота вошел в 1992-м году. Успел послужить на Балтийском флоте,  в ДКБФ числился «представительским» в роли которого регулярно демонстрировал флаг на международных морских учениях на Балтике и в ходе визитов в порты европейских стран. В марте 2018 эскадренный миноносец пришел к месту своей последней и постоянной стоянки в Кронштадт.

55. Вход свободный и бесплатный. МО РФ не зарабатывает деньги на своем музее, и это радует.

56. Итак, мы на борту. Удивительное ощущение — оказаться на борту боевого корабля, одноклассники которого еще тянут лямку на службе флота РФ.

Кормовое орудие — АК-130 — спаренная корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм. 90 выстрелов в минуту, автоматизированная система заряжания. Здесь же представлены различные типы снарядов.

57. Опасно!

58. Смерч-3, он же РБУ-1000, этот бомбомёт мы уже встречали на пирсе. Вот так он выглядит в своей среде обитания. Куда более органичнее!

59. Еще одна старая знакомая — АК-630М, наш ответ Гатлингу. Основное предназначение — борьба с крылатыми ракетами. При необходимости, может разделать на части небольшой кораблик.

60. Зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Ураган-Торнадо»

61. Наверх подниматься запрещено. Там ходят вахтенные, путь перекрыт. Но заглянуть можно.

62. Постоянный вертолётный ангар на «Сарычах» конструкторами предусмотрен не был Вместо него здесь имеется телескопический (сдвижной) ангар из алюминиевого сплава, в котором возможно временное укрытие 1 вертолёта Ка-27. Видны направляющие, по которым ангар выезжает на площадку.

63. Собственно, сама вертолетная площадка.

64. Перворанг!

65. Вдоль бортов заметные рельсы, по которым транспортировали, так полагаю, вооружение.

66. На кораблях проекта устанавливалась РЛС освещения воздушной и надводной обстановки сантиметрового диапазона МР-750 «Фрегат-МА».

Ниже можно увидеть торпеду СЭТ-65.

67. Установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.

68. Основной калибр! Противокорабельный комплекс «Москит-М» с ракетой ЗМ-82. Две счетвёренные ненаводящиеся пусковые установки, в которых находится восемь противокорабельных ракет. Дальность полёта ракет — 170 км, вероятность попадания даже в условиях активного радиопротиводействия равна 0,94—0,99 коэффициента

69. Маршевая скорость полёта — M=2,5—3, стартовая масса 3930 кг, масса боевой части — 300 кг. Корабельная система управления (КСУ) позволяет выполнить восьмиракетный залп всего за 30 секунд.

70. Носовая башня АК-130.

71. Также на полубаке стоит еще одна ЗРК, а также салютное орудие 21-КМ. Возле них бродил вахтенный матрос, и в нарушение всех инструкций болтал по видеосвязи с подружкой, объясняя, почему его головной убор называется пилоткой.

72. Экипаж корабля, кстати, был не столь уж и мал — 296 человек (в том числе 25 офицеров) в мирное время и до 358 человек (в том числе 31 офицер) в военное время.

73. Сейчас на корабле-музее служат несколько офицеров и с десяток матросов-срочников.

74. Очень жаль, что пока не пускают внутрь корабля. Было бы крайне интересно побродить по кубрикам, трюму, заглянуть к кокам в камбуз, и конечно, подняться на мостик. В перспективе — обещают открыть доступ.

75. Немного истории. Весной 2004 г., во время очередного выхода в море, эсминец потерял ход и вернулся в базу на буксире. Техническую готовность корабля удалось восстановить силами личного состава, после чего «Беспокойный» самостоятельно выходил в море в последний раз в 2007 г. Времена были для флота не лучшие, с «Беспокойного» были сняты главные двигатели и переданы систершипу «Настойчивому», флагману Балтфлота, которые не мог выйти в поход по причине отказа собственных двигателей. К слову сказать, в настоящий момент флагман снова на ремонте в Балтийске.

Красивый, хищный боевой корабль. Жаль, что из 17 спущенных на воду для флота РФ, в живых осталось только три эскадренных миноносца проекта «Сарыч». Но хорошо, что «Беспокойный» избежал печальной участи собратьев, и дослуживает свой век в музее. Кстати, все четыре «Сарыча», построенные для Китая, вовсю служат и ходят по морям.

Было время — я шёл тридцать восемь узлов,
И свинцовый вал резал форштевень,
Как героев встречали моих моряков
Петроград, Лиепая и Ревель.
А сейчас — каждый кабельтов в скрипе зубов,
И хрипит во мне каждая миля…
А было время — я шёл тридцать восемь узлов,
И всё сверкало от мачты до киля.

И мне верили все: и враги, и друзья,
От зелёных салаг до Главкома.
И все знали одно — победить их нельзя,
Лееров их не видеть излома.
И эскадры, завидев мой вымпел вдали,
Самым главным гремели калибром,
И я нёсся вперёд, уходя от земли,
До скулы оба якоря выбрав.

Было всё это так. Мы не ждали наград,
И под килем лежало семь футов.
Ждали дома невесты, и ждал нас Кронштадт,
Как фатою, туманом окутав.
Было всё это так. Только время не ждёт,
Вот сейчас бы и дать самый полный.
Я в машину кричу: «Самый полный вперёд!» —
Да не тянут винты, вязнут в волнах…

Не могу, стану в док. Отдохну до поры —
Не пристало Балтфлоту быть слабым.
Лучше флаг в небо взмыть и, кингстоны открыв,
Затопить свой усталый корабль.
Но разве выскажешь всё это в несколько слов,
Когда снятся в кильватере чайки?
На компасе — норд-вест, тридцать восемь узлов,
И всё сверкает от пушки до гайки.

(с) Александр Розенбаум.

Больше фотографий Кронштадта, включая сравнение сегодняшней действительности с историческими кадрами, можно увидеть в первом репортаже — Кронштадт Заснеженный. Рекомендую.

PS: Линк на фотохостинг. Вдруг кому понадобится.