В Питере ударили морозы и начался серьезный снегопад.
Самое время, чтобы посетить Кронштадт — город-порт на острове Котлин, что в Финском Заливе. Город воинской славы,  исторический центр которого входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Kronstadt 14.JPG

В центре Питера несложно взять экскурсию в Кронштадт, и вас с комфортом и гидом довезут до острова и расскажут про все достопримечательности. Но, конечно же, это неспортивно, поэтому мы поехали в Кронштадт на обычной городской маршрутке за номером 405, со станции метро «Чёрная речка». Время в пути составило около часа, высадились возле Якорной площади, что на заглавном фото.
Итак, морозец градусов 15, снегопад, утро понедельник и Кронштадт вокруг.


2. Высадились на улице Советской (до сих пор с таким названием), прошли Екатерининский парк (а парку вот вернули историческое имя), по мостику перешли Обводной канал. Прямо за мостом видим Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова, спасшего линкор «Октябрьская революция» в 1943-м году, ценою своей жизни.

Kronstadt 1.JPG

3. Выходим на Якорную площадь. На площади адмирал Макаров и Новый год. Изначально площадь служила утилитарным целям — здесь хранились, соответственно, якоря, еще в 18-м веке. Здесь же революционные матросики расстреливали своих капитанов и адмиралов в 17-м.

Kronstadt 2.JPG

4. Главная достопримечательность, пожалуй, всего острова Котлин — Морской Собор, открытый в 2013-м после реставрации. В него мы и зайдем.

Kronstadt 3.JPG

5. Собор, к слову, не столь и старинный. Строительство началось в 1903 году, спустя 10 лет собор освятили.

Kronstadt 4.JPG

6. Вот так он выглядел в те годы.

Kronstadt_cathedral-view-old.JPG

7. Император Николай II на освящении.

kronstadt-naval.JPG

Оба снимка взяты отсюда.

8. Реставраторы проделали большую работу. После своего открытия в 1913-м году, собор по своему профилю проработал недолго — в 1929-м году он был закрыт, в 30-м — сбросили колокола и кресты, а здание переделали под кинотеатр имени Максима Горького, ну и стали называть Максимко. С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков, использовали их при дальнейшем строительстве. В 59-м году в здании открыли клуб, а в 74-м — музей. По рассказам местных жителей, здание находилось в печальном состоянии. Сейчас же внутри — великолепное убранство.

Kronstadt 5.JPG

9. Собор достаточно сильно схож собором Святой Софии, что в Стамбуле, по образу и подобию которого и проектировался.

Kronstadt 6.JPG

10. Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. Сейчас в соборе установлены копии досок с именами морских офицеров, воссозданные по архивным документам.

Kronstadt 7.JPG

11.

Kronstadt 11.JPG

12.  В храме можно увидеть модель эскадренного броненосца «Бородино», принимавший участие в Цусимском сражении 14 мая 1905 года. Выдержав несколько сотен попаданий японских снарядов, ни на минуту не прекращая огня, он вёл бой в составе эскадры и около 4,5 часов возглавлял эскадру до момента гибели со всем экипажем.

Kronstadt 9.JPG

13. Андреевские флаги

Kronstadt 10.JPG

14. Ворота Западного центрального портала украшены сотнями Георгиевских ленточек. Честно говоря, непонятно, зачем они здесь в таком количестве.

Kronstadt 12.JPG

15. А вот так выглядит собор с высоты птичьего полета. Фото Николая Иванова, взято отсюда.

___2.JPG

16. Памятник адмиралу Макарову. Здесь принимают присягу военные моряки.

Kronstadt 13.JPG

17. Здесь же, на площади, расположен Вечный огонь над братской могилой участников подавления Кронштадтского восстания 1921-го года. Участникам восстания, как понимаю, памятника нет.

Kronstadt 14.JPG

18. С площадь всё, идем далее. Пешеходный Макаровский мост — специально построенный для Николая Второго, который прошел через него на церемонию освящения собора. Мост перекинут через Петровский овраг, по дну которого проходил канал от Петровского дока в доковый бассейн.

Kronstadt 15.JPG

19. Выходим на улицу Красная. Дома здесь уже послевоенные.

Kronstadt 16.JPG

20. Некоторые дома расселены и заброшены. Хотя вот это здание Образцовой казармы (1717 — 1725) из числа Губернских домов, вроде как, готовится к реставрации. как никак — памятник архитектуры Федерального значения.

Kronstadt 19.JPG

21. Красная улица упирается в здание Арсенала (1836). Раньше на этом месте был Пушечный двор, который существовал ещё при Петре I, где приводили в порядок пушечные стволы, а в 1836 году выстроили это здание, и в нём в те времена хранилось полмиллиона снарядов, 5 тыс. пушечных стволов и 47 тыс. ружей. В последствие Арсенал стал не только местом хранения оружия. Специалисты, работающие там, проводили и научно-исследовательскую работу. Работники Арсенала, к примеру, разоружили самонаводящуюся торпеду, которую доставили с потопленной немецкой подводной лодки. Они сумели её обезопасить, разгадав секрет её действия. Что характерно, Арсенал работает и в настоящее время, создавая и ремонтируя современное оружие.
На здании, кстати, заметны следы осколков, оставшихся со времен войны.

Kronstadt 18.JPG

22. По периметру Арсенала стоят 60-фунтовые береговые пушки системы Маевского. Стояли на вооружении Кронштадтской крепости с 1859 по 1871 г.

Kronstadt 20.JPG

23. Справа от Арсенала разбит красивый и ухоженный (летом) Петровский Парк. Зимой он не столь красив.
Ещё в конце XVIII в., когда на острове Котлин велось строительство док-канала, оврага и бассейна, сюда – на мелководье Средней гавани – стали переносить выкопанную землю и разравнивать. Постепенно здесь образовалась просторная площадь, на которой регулярно проводили смотры, плац-парады войск гарнизона и флотских экипажей, муштровали солдат и матросов, производили наказание провинившихся нижних чинов шпицрутенами.

Kronstadt 21.JPG

24. Некоторое время территория нынешнего парка являлась главной площадью Кронштадта, где по торжественным и праздничным дням проводились парады и народные гуляния. Так, например, на масленицу в этом уголке города устраивались зимние катальные горки, различные аттракционы и балаганы.
В 1861 г. на территории площади начались работы по разбивке парка по смешанной франко-голландской системе.

Kronstadt 22.JPG

25. В 132-ю годовщину Полтавской победы – 27 июня 1841 г. в центре площади был торжественно открыт монумент основателю Кронштадта – Петру Великому.

Kronstadt 28.JPG

26. После установки памятника площадь и пристань стали называться Петровскими. Здесь встречали прибывающих в Кронштадт морем государя императора, членов царской семьи, морского министра или командующего флотом. Вот мы и вышли на эту пристань. Здесь интересно! Вот, к примеру, мимо Средних ворот гавани проходит контейнеровоз Flottbek под либерийским флагом, следует морским каналом из порта Санкт-Петербург по своим морским делам сквозь буран.

Kronstadt 23.JPG

27. У Восточной стенке Усть-Рогатки пришвартованы корабли ВМФ России. Среди них — новейший тральщик «Александр Обухов» проекта 12700, имеющий самый большой в мире корабельный корпус из монолитного стеклопластика. Спущен на воду в 2015 году, сейчас проходит заводские ходовые испытания в Кронштадте.

Kronstadt 24.JPG

28. В ряд выстроились
— Пожарное судно ПЖС-282
— Новейшее океанское спасательное судно «Игорь Белоусов», головное в серии (на завершающих испытаниях)
— Учебный корабль «Смольный» (недавно вернулся из дальнего похода в Анголу)

Kronstadt 25.JPG

29. Самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая», построенная в Северодвинске на Звездочке, сейчас проходит плановый ремонт на Морском заводе. Справа заметен передний створный маяк Кронштадтского Корабельного фарватера.

Kronstadt 26.JPG

30. В Лесной гавани, меж тем, зимует пассажирский теплоходик Жемчужина, летом, обычно, катающий туристов на форты Кронштадта. Также там морской водолазный бот ВМ-250, ну а в левой части фотографии заметны трубы и мачты легендарной Авроры, проходящей ремонт на Морском заводе.

Kronstadt 27.JPG

31. Вот, пожалуй, и все здесь. Проходим Петровский парк и на Доковом мосту видим Петровский же Док. Краткая историческая справка:

В 1719 г. начали копать первый канал с бассейном и доками. Работу круглый год вели 3 тыс. человек, присланныйе из разных губерний, руководил М. М. Самарин, затем адмирал П. И. Сиверс. Канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 г., когда за один месяц было отремонтироно 10 линейных кораблей и фрегатов. Но строительство продолжалось ещё много лет.
В доке, сооружённом по плану Петра I, одновременно могли стать на ремонт более 10 судов. Для осущения дока был изобретён новый способ: вырыли глубокий бассейн, соединённый шлюзами с доком. Когда в док вводили судно, шлюзы открывали, и вода несколько часов самотёком уходила в бассейн. За время ремонта воду выливали из бассейна с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы.
При этом в обычный док помещалось 1 или 2 судна, а на откачку воды уходило пару недель.

JW3A9203.JPG

31. Размеры дока-канала: 20 м в ширину и свыше 300 м в длину. Реконструированный, усовершенствованный, но в основе – тот же самый, Петровский док, служил до последнего времени. До недавнего времени док служил по своему предназначению. Сейчас же — заброшен, как и многое в Кронштадте.

Фото с сайта http://www.kronstadt.ru/

32. Сразу за мостиком начинается Итальянский пруд, который угадывается только по пушкам. Замысел Петра I, построен в 1727 году. Итальянский пруд был устроен для того, чтобы торговые суда могли по каналу войти сюда из Купеческой гавани и встать в безопасном Ковше под разгрузку. За прудом виднеется Голландская кухня (1804), где готовили еду для экипажей судов. В настоящее время: военный продовольственный склад, за прудом начинается территория военной части.

Kronstadt 29.JPG

33. Напротив пруда расположен Итальянский дворец Меньшикова (1724).

Kronstadt 30.JPG

34. В свое время здесь располагался Морской Кадетский корпус, затем Штурманское училище, затем Инженерное училище. Вот так здание выглядело до революции, в бытность Морским инженерным училищем императора Николая I После же — Дом офицеров, Матросский клуб, музей Кронштадтская крепость. В общем, здание с необычной судьбой.

97_1280.JPG

35. Постоим на Синем мосту, полюбуемся роем снежинок на фоне Обводного канала. Вообще Обводный канал Кронштадта изначально был прорыт по периметру Адмиралтейства и предназначался для защиты строений от пожаров и постороннего проникновения. Интересно, что прямоугольник, очерченный Обводным каналом, составляет около пятой части всей территории исторического центра Кронштадта.

Kronstadt 31.JPG

36. А вот здесь живут подводники — в/ч 09632 — 123 Краснознаменная Бригада подводных лодок. Школа подплава. Торпеда у входа как бы намекает. Здания на территории частью заброшены и заколочены, пациент скорее мертв, чем жив. Сами подводные лодки, как понимаю, базируются сейчас в Балтийске.

Kronstadt 32.JPG

37. Проходим через сквер подводников.

Kronstadt 33.JPG

38. И выходим на главную улицу города — как положено — проспект Ленина. На фото — жилой дом купца Касаткина, сейчас здесь детская художественная школа.

Kronstadt 34.JPG

39. Проспект безлюден.

Kronstadt 35.JPG

40. Администрация Кронштадского района, бывшая городская Дума. Вообще, этот район, на удивление сохранился. В основном здесь старые, дореволюционные дома, хотя сквозь арки и проглядывает порой новодел.

Kronstadt 36.JPG

41. На проспекте Ленина, конечно же, все еще стоит сам Ленин, в сквере Юного Ленинца. Удивительно, конечно. Здесь когда-то стоял дом, но на него в 32-м году упал гидросамолет, здание сгорело. Зато появился сквер.

Kronstadt 37.JPG

42. Обернемся назад — за заброшенным зданием казармы виднеется портовый кран.

Kronstadt 38.JPG

43. Меж тем, выглянуло солнышко.

Kronstadt 39.JPG

44. А мы дошли по проспекту Ленина до Храма-часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что на Соборной площади, в углу Андреевского сада. Что характерно, никакого собора здесь давно уж нет, его разрушили в 32-м, поставив на его место Ильича. Сейчас вождь переехал к юным ленинцам (интересно, они существуют в природе?), а на месте собора стоит памятный знак.

Kronstadt 40.JPG

45. Далее, за Андреевским опять же садом, видим другой памятник архитектуры — Гостиный Двор (1835). В советское время здесь был универмаг, который во времена свободы и гласности долго стоял заброшенный, однако в 2007 его таки смогли восстановить. Сейчас здесь снова магазинчики, снова работает по профилю здание.

Kronstadt 41.JPG

46. Здесь застройка города идет пятнами — местами позднесоветская архитектура, местами — старые дома.

Kronstadt 42.JPG

47. На самом деле, город очень уютный. Здесь, как будто, переносишься в прошлое, здесь царит по-хорошему «советская» атмосфера. На улицах нет дикого количества рекламы, много зелени и мест для прогулок.

Kronstadt 43.JPG

48. Внезапно подошли к Владимирскому собору. Красив, что уж говорить! Совершенно другой стиль, отличный от Морского собора.

Kronstadt 44.JPG

49. Заглянем внутрь? Снимать, конечно же, нельзя.

Kronstadt 45.JPG

50. Чуть дальше стоит интересное здание — Морская библиотека. Каждый год флотский офицер в царское время выделял 1% от своего жалования, на её содержание. Существующее здание достроено в 1927 году, в стиле неоклассицизма.

Kronstadt 79.JPG

51. Вышли на улицу Флотскую. Здесь у нас расположен большой квартал Служительских флигелей, построенных в разные года, начиная с 1788. Объединяет их одно — они или заброшены, или находятся в печальном состоянии, за редким исключением.

Kronstadt 46.JPG

52. Архитектура всех задний идентична, все здания трехэтажные, из красного неоштукатуренного кирпича, отличаются лишь размерами. Эти флигеля предназначались для помещения матросских команд.
Историческая справка: Эти флигеля предназначались для помещения матросских команд. Они выстроены особым манером: главный фасад обращён не на улицу, проходящую около флигелей и носившую названия сначала Павловская, а ныне Флотская, а находится к ней перпендикулярно; на главную улицу выходят узкие боковые фасады, причём большинство окон в этих фасадах заложено. А заложены окна были вовсе не спроста. На противоположной стороне нынешней Флотской улицы, помещались заведения; «Распивочно и на вынос», и матросы умудрялись на верёвочках спускать из казармы на улицу бутылку (пустую конечно) и стоимость водки, а из заведений выходили или хозяин или приказчик, брали посуду, деньги, и её же привязывали наполненную живительною влагою живой; посуда быстро поднималась и исчезала в казарме. Так вот, чтобы воспретить такой контрабандный способ доставки живительной влаги, и заложили окна служительских флигелей.

Kronstadt 48.JPG

53. В советское время здесь квартировался 4-й учебный отряд.
Местные жители не обращают внимания на заброшки, это часть их жизни. Объекты культурного наследия регионального значения.

Kronstadt 47.JPG

54. К слову, некоторые флигеля недавно отреставрированы, в них даже заметна жизнь.

Kronstadt 49.JPG

55. Может и до остальных дойдет рука хозяина.

Kronstadt 50.JPG

56. Слева начинается граница города, 5-я Северная оборонительная казарма, бывшие казармы Судоремонтного батальона. Под охраной ЮНЕСКО, конечно же.

Kronstadt 51.JPG

57. На перекрестке установлена рубка ПЛ «Комсомолец Казахстана» в качестве памятника Балтийскому подплаву — «Подвигу подводников-балтийцев в годы Великой Отечественной войны».

Kronstadt 52.JPG

58. Меж тем, снег перестал, тучки разбежались, но и солнце уже начало стремительным домкратом падать за горизонт.

Kronstadt 53.JPG

59. В итоге мы пересекли весь остров и оказались на северной стороне. Проход на берег — заглянем?

Kronstadt 54.JPG

60. Стены крепости выглядят серьезно, но заметно разрушаются.

Kronstadt 56.JPG

61. Здесь в годы блокады проходила Малая Дорога Жизни, ведущая на Ораниенбауманский плацдарм

Kronstadt 55.JPG

62. Лед Финского залива, вернее Невской губы. По нему замечательно можно добраться до фортов, что тоже, более чем интересно. Но — не в этот раз.

Kronstadt 57.JPG

63. Местные жители по льду выгуливают детишек, горки опять же — милое дело! А по этой защитной дамбе мы сюда и приехали.

Kronstadt 58.JPG

64. Вновь поворачиваем в город, проходим через микрорайоны.

Kronstadt 59.JPG

65. Что мне здесь нравится — новые названия улиц не перечеркивают старые. У нас такое — нереально увидеть.

Kronstadt 60.JPG

66. С балкона жизнерадостно приветствует Дед Мороз. Не знать бы еще, что это здание хосписа..

Kronstadt 61.JPG

67. Снова подходим к Обводному каналу, теперь с восточной стороны. За каналом — здания Кронштадского Адмиралтейства, в частности с этой стороны — полуобвалившиеся здания канатного завода (1786).

Kronstadt 62.JPG

68. Блеск и нищета Кронштадта на одной картинке.

Kronstadt 64.JPG

69 По этой стороне канала тянутся длинные старинные склады, большей частью разрушенные.

Kronstadt 66.JPG

70. Заброшено давно и со вкусом. Местная молодежь здесь развлекается как может.

Kronstadt 69.JPG

71. Граффити на любой вкус.

Kronstadt 63.JPG

72.

Kronstadt 65.JPG

73.

Kronstadt 68.JPG

74. На закрытой территории Адмиралтейства, скорее всего, картина такая же.

Kronstadt 70.JPG

75. Впрочем, этот район не совсем заброшен. Есть здесь и обитаемые здания.

Kronstadt 71.JPG

76. Правда очень обшарпанные..

Kronstadt 72.JPG

77. Вышли из переулочка на знакомую уже Петровскую улицу. Здесь — проходная Морского завода. Когда-то здесь работали 8000 человек, сейчас — меньше 800.

Kronstadt 73.JPG

78. Машинная школа Балтийского флота (1905) — с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. Данное помещение — даже представляло собою — в подлинном виде — кочегарку большого военного корабля с действующей моделью котла. Здесь всё было по-настоящему: пылали топки, гудели форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть.
После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум. В том классе, где была когда-то модель парового котла корабля, сделали бассейн. Там ученики Водолазной школы Балтийского флота овладевали специальностью.

Сейчас, похоже, все заброшено, хотя, стоит отметить, выбиты еще не все стекла.

Kronstadt 74.JPG

79. Переходим Пеньковый мост. Многие мосты имеют свои названия, заметили?

Kronstadt 75.JPG

80. Заходим в Летний сад, самый запущенный, по словам местных жителей, обиталище местных наркоманов. Зато здесь сохранился даже грот 19-го века.

Kronstadt 76.JPG

81. И снова расселённые жилые дома, на этот раз 1939 года постройки.

Kronstadt 77.JPG

И мы снова выходим к Макаровскому мосту и Якорной площади. Круг замкнулся. Проходим через нее, и через Екатерининский парк, который скорее аллея, возвращаемся в центр, на остановку маршрутки.

82. Ну и пятиминутный видеоролик, который я снял мимоходом. Все то же, что на снимках, но в движении.

Завершающим штрихом взглянем на памятник адмиралу Беллинсгаузену на фоне разрушенных зданий продовольственных складов адмиралтейства.

Kronstadt 78.JPG

За эти семь с лишним километров мы, конечно, увидели только часть исторического центра, многое осталось за кадром. Уж не говоря про остальной остров и заброшенные форты, это тема отдельного репортажа. Но общее впечатление о городе Кронштадт составить определенно можно. Очень интересный и уютный, но местами заброшенный город.