Какой ты след оставишь на земле
16 января 2015 в Казахстанской республиканской педагогической газете «Білім шапағаты» была опубликована большая статья — интервью с моей мамой, учителем высшей категории, Фирсовой Людмилой Николаевной. С позволения редакции газеты, опубликую и здесь текст интервью.
Учитель – это тот человек, который учит нас добру, пониманию, милосердию. Писать о педагогах всегда не просто, и зная их занятость, хочется спросить о многом, понять, почему человек выбирает столь нелегкое дело, как преподавание. Героем сегодняшнего материала стала учитель математики СШ №8 им.Н.Островского г.Талдыкорган, Отличник народного образования КазССР, учитель высшей категории – Фирсова Людмила Николаевна.
Она родилась я в Восточно-Казахстанской области в селе Таврическое 8 ноября 1957 года в семье Норенко Николая Тимофеевича и Валентины Николаевны. Как вспоминает героиня: «Это очень красивое село с красивым названием, я иногда называю его Таврией, именно там я появилась на свет, закончила школу! И мама, и папа для меня всегда были идеалом, но отец был более авторитетным. Он всегда стремился помогать людям. До сих пор, когда бывает какая-либо тяжелая ситуация я думаю о том, что бы сказал папа! Моя мама отличается особым дружелюбием, это качество перешло и ко мне. Благодаря родителям я могу находить общий язык с людьми, быть доброй и не конфликтной. В любой ситуации можно найти выход!». После окончания школы, перед ней, как и перед многими выпускниками стоял вопрос: Кем быть? Какую профессию выбрать?
Целый год Людмила Николаевна раздумывала о выборе профессии и за это время проработала старшей пионер вожатой района в Азовской средней школе. Как признается наша собеседница: «Именно тогда я решила стать учителем. В то время я примерила на себя роль педагога и поняла, что это мое! И до сих пор я не вижу себя никем, не думаю, что могу заниматься чем-то другим!».
И вот в 1975 году наша героиня поступила в Усть-Каменогорский педагогический институт на физико-математический факультет, который окончила в 1979 году. И по собственному желанию попросила направить ее в Талдыкорганскую область Аксуский район село Кызылтан. Как вспоминает Людмила Николаевна: «Это было далеко. Помню, писала маме, что добираться до села надо на попутках. В Кызылтане живут добрые и отзывчивые люди, которые оказывали нам, молодым специалистам, всяческую помощь.».
В марте 1980 года вышла замуж и переехала в пос.Жансугуров и устроилась работать учителем физики и математики в школу им. 60-летия Октября (сейчас СШ им.Сыдыкова). «Там я проработала 16 лет. Была учителем математики, организатором, завучем по учебной части.» — говорит собеседница. В 1997-98гг. была издана книга «Книга почета Аксуского района», где написано о нашей героине. В 1996 году переехала в г.Талдыкорган и устроилась в СШ №8 им.Н.Островского и до сих пор работает учителем математики. Ее любят и ценят ученики и коллектив.
Детство Людмилы Николаевны проходило так же, как и детство многих советских детей. Она занималась спортом, входила в сборную района по баскетболу, в те году полюбила чтение, и как признается собеседница: «До сих пор люблю читать! Когда я поступала в институт, то долго колебалась, какой факультет выбрать: филологический или физико-математический.»
— Вспоминая школьные годы, мы всегда вспоминаем своих учителей, а ведь и у наших педагогов были свои. Какими были Ваши преподаватели?
— Все наши преподаватели были очень хорошими и грамотными. У нас в школе преподавала математику Тамара Алексеевна Яковина. Ее умение преподавать, подать себя всегда восхищала нас, ее учеников. По-прошествии стольких лет я себя стала ассоциировать с ней. Часто ловлю себя на том, что повторяю ее какие-то жесты, какие-то слова, ее умение найти подход к ученику.
Для меня идеалом классного руководства является мой классный руководитель Елена Рудольфовна Баранова. К нам она пришла со студенческой скамьи. Сейчас мы с ней общаемся по Интернету. Ее заслуга была огромной. Елена Рудольфовна смогла сплотить нас, ее учеников. Благодаря ей, мои одноклассники поддерживают связь до сих пор!
Сейчас по Интернету я часто нахожу фотографии своих учителей, читаю отзывы о них. И понимаю – это были Педагоги с большой буквы, они отдавали всецело себя работе. Мы для них были родными, они знали о нас все. Благодаря учителям мы делаем в жизни много доброго!
— В чем Вы видите смысл своей работы?
— Математика – это очень важный предмет. И смысл любого обучение не в том, что ты научишь своему предмету, но и раскроешь перед учениками мир, расширишь их кругозор, научишь их добру и отзывчивости. Из урока в урок, я стараюсь не только научить своему предмету и применять полученные знания в жизни, но и помочь ученикам познать себя, раскрыть в них доброту, привить дисциплину и ответственность, объяснить, почему необходимо быть грамотным человеком. Когда это преподносишь по маленькой крупице, не назойливо и не занудно, дети это понимают. Мои бывшие ученики благодаря всемирной сети много пишут мне, говорят «Спасибо!». А ведь уже прошло много лет. Я понимаю, что вот он смысл жизни, когда люди помнят тебя с хорошей стороны, в том, что те, кого ты учил когда-то стали хорошими, добрыми людьми!
— Есть такое выражение «Век живи, век учись!» придерживаетесь ли Вы этого правила в своей работе и жизни?
— Это очень правильные слова. Их понимаешь, когда за плечами уже хороший жизненный багаж. Если постоянно делать одно и то же, то это превращается в рутину. Я сама замечала, что проработав по одной методики 2-3 года, понимаешь, что это уже устарело, надо вводить что-то новое. Тогда были методики Шаталова, Волкова их начинаешь изучать, применять на практике. Так же и сейчас. Хотя, конечно, новое всегда встречаешь с недоверием, но потом уже интересно, ты изучаешь методику и применяешь у себя на уроках. Идея преподавания урока одна, а технологий ведения много, и когда берешь по крупицам от каждой, то не только тебе, но и ученикам становится интересней изучать предмет. В данное время я изучила интегральную методику В.Гузеева, она распространена в российских школах, немного ее переделав, добавив другие методы ведения я разработала свою систему. Сейчас нам открывают технологию Кембриджской школы, если первоначально я ее отрицала, все же у нас бывших советских граждан другой склад ума, то сейчас она мне понравилась, и я применяю элементы данной методики на уроках. И хотя многие педагоги считают, что раз их стаж больше 35 лет, то новому учится нет необходимости, то это не так.
— Скажите, каким жизненным принципам Вы обучаете своих учеников?
— Детям я прививаю принцип гуманизма, ведь математика – это не тот школьный предмет, который может понять каждый. А мне надо, чтобы мой предмет любили и понимали все. К детям нельзя относиться по-разному. Не важно, троечник или отличник главное, чтобы ребенок хотел понять предмет, чтобы ему было интересно, чтобы не отрицал математику.
Еще я говорю своим ученикам, что нужно ставить перед собой цель. Человек должен быть целенаправленным, знать — зачем ему это нужно. Современное поколение детей все хотят получить высшее образование, диплом. Они думают, что благодаря этому у них все будет хорошо. И вот их постепенно подводишь к тому, для того чтобы поступить в хороший ВУЗ и получить вожделенный диплом необходимо знать хорошо предмет. Умение ставить цель и достигать ее помогут в жизни.
Я учу учеников на собственном примере. Сама, будучи неравнодушной во всем, этому же и учу детей. Выпустив в жизнь не одно поколение учеников, понимаю, что каждый из них оставил после себя хорошие воспоминания. Они участвовали в жизни школы и в спорте, и в туризме, и в различных олимпиадах, в МАНах. То есть нужно быть во всем примером своим ученикам!
— Не случалось ли когда-нибудь такого, чтобы Вы разочаровывались в своей профессии?
— Нет, таких ситуаций не было. Я люблю свою работу, и это вдохновляет меня.
— Сейчас много говорят о том, что современные дети, будучи еще маленькими, очень мобильны и продвинуты… Замечаете ли Вы подобное в своей практике? Как считаете, не плохо ли это для детей?
— Это не есть плохо. Это развитие. Единственно, что все эти гаджеты должны быть направлены на развитие ребенка, а не простое созерцание экрана и движение пальчиками. Это все важное и нужное в жизни, таков наш мир. Я сужу по своим детям, а сейчас уже и по внукам. Без этого сегодня не возможно развитие. Только родители должны следить, чем занимается ребенок, когда сидит за этими гаджетами. Контролировать необходимо. Вот обратите внимание: сейчас идет молодежь, у каждого смартфон с наушниками, и никто не смотрит по сторонам, они ничего не видят и не слышат. Обычное общение им заменяют соцсети.
— Ваше отношение к изучению английского языка с детского сада? Не считаете ли Вы, что это слишком сложно для детей?
— Нагрузка должна быть в меру. А поскольку английский язык в мире признан языком международного общения, то его необходимо изучать. А если этот предмет преподается ненавязчиво и в материальном плане не дорого, то его надо изучать. Так как он пригодится.
— Всем известно, что сейчас существует огромное количество пробелов в нынешнем образовании. Это ЕНТ, проблемы с содержанием и количеством книг, бумаготворчество и многое другое. Какие основные проблемы выделили бы Вы? Такие, о которых, уже не могут промолчать даже самые терпеливые учителя?
— Для меня самая главная проблема – это ЕНТ. Когда готовим ребенка к единому национальному тестированию, мы упускаем ребенка как личность. Мы не спрашиваем его мнение, он должен знать, и мы его заставляем это знать. Если до этих тестов мы обучали учеников размышлять, целый урок можно было посвятить решению одной красивой задачи, то сейчас, мы не можем терять время на решение многоступенчатых задач. Мы должны дать много информации за один урок. Все обучение идет короткими перебежками, у нас, математиков, нет того простора для решения логических задач, творческих задач. Сейчас добавили один час на математику, но ведь поколение уже упущено, ведь ЕНТ сдаем уже 10 лет. Да, конечно, у нас есть факультативные занятия и на них мы проводим творческую работу, но насколько лучше было бы если бы это было заложено в школьной программе. Проблема подготовки детей через ЕНТ меня не удовлетворяет. Сейчас много детей сдают экзамены в российские ВУЗы, и мы с ними занимаемся на дополнительных занятиях, учитывая все требования и решение сложных задач по российским учебникам.
Отчетность, особенно классного руководителя, съедает много времени, которое мы могли бы с пользой потратить на общение с детьми и подготовку каких-либо мероприятий. А нам приходиться писать-писать… Я сочувствую завучам, сама проработала около 8 лет на этой должности, которым приходится заполнять множество бумаг, которые отправляются в выше инстанции. Не знаю, кому это нужно.
— Как учитель со стажем, как профессионал своего дела, знающем все тонкие подходы к воспитанию и обучению детей скажите, чтобы Вы лично изменили в стандартах нынешних школ?
— Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Чтобы изменить стандарты надо изменить подход к обучению, но сейчас это уже меняется. Наше Министерство науки и образования пытается изменить стандарты и условия, чтобы мы больше времени посвящали обучению детей, но пока, не всегда это получается. Я бы вернула старую школу, сам подход к обучению и новые методики. Это лично мое мнение.
— По вашему мнению, чего не достает нынешним учителям в их работе? Есть ли у вас какие- либо задумки на этот счет? На Ваш взгляд, какие молодые специалисты?
— У молодых педагогов очень маленький кругозор. Они дети тех детей, которых мы учили в 90-х годы. Это дети тех родителей, которым некогда было заниматься воспитанием и развитием. Дети того времени выросли в каком-то вакууме. Сейчас для развития есть и Интернет и всевозможные кружки, дополнительные занятия. Сейчас пришли эти дети в школу, и их кругозор низок. Допустим, я прихожу на урок, пока пишу сегодняшнюю дату, попутно вспоминаю какие-то исторические факты рассказываю о другом и постепенно подвожу к новой теме урока. Посещая уроки молодых педагогов, я слушаю, как они сжато объясняет параграф новой темы, нет развернутой лекции, то есть материал подается коротко и информационно. Не знаю, как преподается методика в ВУЗах, но, на мой взгляд, она совершенно не готовит учителей для проведения уроков. Я вспоминаю своих профессоров-методистов, как они нас гоняли, мы «зубрили» эти учебники. Нас можно было разбудить среди ночи, и мы могли выдать главы, все подробно рассказать. Но современные специалисты этого не могут, так как знают теоретический материал учебника. Хромает методическая подготовка в ВУЗах.
И потом, складывается впечатление, что человек пришел работать не по призванию, а по необходимости. Раньше это была любовь к детям, а сейчас возможность получить грант на обучение. Возможно, я не права, но думаю так. Учительских грантов много и получить высшее образование, по гранту выучиться хотят многие. Много ли мы видим специалистов старше 30 лет? А их нет, они поработали, освоились, поняли себя как личность, они ушли работать в другие структуры. Осталось малая толика из тех специалистов, которые действительно выбрали профессию осознано и любя.
— Каких учителей сегодня ценят и уважают? Поделитесь опытом работы с учениками.
— Ученики любят тех учителей, которые знают свой предмет, которые могут преподать урок так, чтобы дети заслушались о том, о чем говорит педагог. Чтобы приходили и рассказывали родителям о том, что узнали. Человек, который работает учителем, должен быть с широким кругозором, интеллектуально развитым, человеком, который может связать предмет с жизнью. А если преподавать предмет так, как он есть, то есть, как науку детям будет не интересно. Ребенок будет думать: «А зачем мне этот предмет нужен? Он же мне в жизни не пригодится!». Для того чтобы быть таким педагогом, необходимо читать множество методических пособий, уметь применять знания, почерпнутые в книгах на практике. Суметь построить урок так, чтобы он проходил на одном дыхании, чтобы дети говорили: «А что урок уже закончился?». Урок не должен быть занудным. Учитель должен быть артистичным, должен играть роль учителя. Нельзя на уроках думать о каких-то личных проблемах. Переступив порог школы, ты УЧИТЕЛЬ! Ты живешь жизнью учеников, школы. И самое главное надо любить детей!
— Мы поговорили о нынешних педагогах. А какие сейчас дети? Насколько сегодня тесна связь образования и воспитания? Помогают ли родители вам, учителям, в работе с детьми?
— Они такие же, как и были, только стали практичнее. Им кажется, что то, что им преподают, не пригодится в жизни. Они не уважают учителей. Нет того, что родители уважают учителей, как было раньше. А от родителей это передается к детям. Есть учителя, которых боготворят! Есть дети, которые уважают учителей, они воспитаны, но таких единицы. Дети стали более жестокими, равнодушными. Это все воспитание. Наше обучение с воспитанием родителей перекликается. Мы все делаем на своих уроках, чтобы дети были воспитанными, но грань «школа-семья» она видна. Родители помогают мало в воспитании своих детей. Если раньше говорили, что жить тяжело, поэтому и дети такие. То сейчас большинство родителей работает, есть материальные блага, а дети удаляются не только от школы, учителей, но и от родителей. Отношение между родителями и их детьми тоже сложные. Дети грубят родителям, учителям, не уважают пожилых людей. Все это идет от уровня воспитанности в семье.
— Многих детей сейчас больше волнуют мобильные сети, новые технологии, нежели история и культура. Может ли через пару десятков лет наши: история и культура — угаснуть?
— Может. Буквально недавно я пишу на доске дату и говорю детям: «Ребята, вот когда я пишу дату, я пытаюсь вспомнить какие-либо событие, произошедшее в этот день. Сегодня 9 января этот день в истории называется Кровавым или Красным воскресеньем. В 1905 году царь Николай II подавил восстание рабочих.» И начинаю им рассказывать об этих событиях. Спрашиваю, слышали ли они об этом, они говорят: «Нет!». А ведь это история. В ответ слышу, а это 7 класс: «Сейчас пишут историю так, что нам не интересно! И зачем нам она? Сейчас не такая история, которую изучали наши родители». Но факты не изменишь. Подход может быть разным. Сейчас смотришь новости об Украине, мы все по-разному относимся к событиям происходящим там. Историю можно преподнести по-разному, но факты и свое отношение остается. Если мы будем повышать кругозор детей, иначе то, глобальное, что в них закладывается — будет потеряно. Интернет не дает той информации, там есть только какие-то узенькие факты, которые мы не знаем, но которые раздуваются в соцсетях.
Я не знаю, что будет через много-много лет, но, то, что дети будут другими – это точно.
А с другой стороны, посмотрите то, что дети пишут в Интернете?! Это ужасно и неприятно. Этот сленг, грамотность и отношение друг к другу. Родителям я всегда говорю, чтобы обратили внимание на то, с кем общаются их дети, чем они занимаются в соцсетях.
Если родители заботятся о том, чтобы ребенок был всесторонне развит, то водят на различные кружки, музыкальную или художественную школы. То есть если родители хотят чтобы их ребенок стал достойным человеком, то они вложат в него многое. И всемирная сеть этому не помешает.
— Вы задели тему Украины. Казахстан – это многонациональная страна. Все чаще начинают говорить, что и у нас может начаться такая же ситуация, как и на Украине. Скажите, а, по вашему мнению, возможен ли такой сценарий в Казахстане?
— Нельзя отрицать, что такое невозможно, но у нас другая история, другое развитие. Наша история не зомбирует личность. Я посещаю уроки истории и вижу как преподают этот предмет. Это все передается от родителей, учителей к ребенку. Как то по телевизору я слушала передачу, об учебниках истории Украины. Настолько их перелопатили, столько негатива вложили. Великую Отечественную войну переписали так, что многое не подчинялось здравому смыслу. Это было много лет назад. Именно тогда я сказала, что этот негатив выльется во взрыв. Вот он этот результат зомбирования детей. Их научили ненавидеть всех, кроме своей нации. Это фашизм. Не знаю, как из этого выберутся власти Украины, ведь поколение утеряно. С детства им вложили в сознание, что все враги.
У нас такого нет. Конечно, всплески могут быть, но такого не будет.
— Недавно был введен новый предмет в школах «Религоведение». Как его преподают в школе? Как удается решить вопрос с нехваткой метод пособия и учебников?
— К сожалению, я не была на уроках этого предмета. Я закончила университет по отделению марксизма-ленинизма. И нас знакомили с религиями. Я – атеист, по сути, и образованию. Там нам на многие вещи раскрывали глаза, это было время такое, когда никто не верил в Бога. В школе нам не преподавали религию.
Я думаю, что такой предмет нужен. Но другой вопрос, как его преподнесут. Это должен быть информационный урок. То есть религоведение должен преподавать атеист, чтобы не было какого-то негатива или проповеди. Каждый должен сам выбирать веру.
— Расскажите нам о своей семье? О том какая Вы вне работы? Ваши увлечения?
— Мы с супругом живем уже 35 лет. Он работал водителям, сейчас занимается частным предпринимательством. Двое детей. Сын Слава с 1980 г. и дочь Лена 1985 г. Сын окончил школу «Молодых дарований», закончил ЖГУ им.И.Жансугурова экономическое отделение, сейчас работает региональным представилем шведской фирмы ABB. Женат, есть сын Михаил.
Дочь, закончила нашу школу и университет. Она социальный педагог. Замужем, воспитывает двух дочек, Лизе 2 годика и Милене 2 мес. Ее супруг работает начальником юридического отдела в российской фирме.
Мы с супругом ждем внуков на лето, часто езжу к детям и внукам, чтобы не забывали меня. Разрываюсь между детьми и школой. Скоро выйду на пенсию.
Вот такая жизнь переосмысливаешь и понимаешь, что за спиной много лет, а впереди все меньше и меньше.
Люблю готовить, развожу цветы. Какого-то хобби нет. Обожаю читать. Семья и друзья знают что книга – это самый лучший подарок для меня. Сын подарил мне электронную книгу. И в любое свободное время я читаю. Нет какого-то особого предпочтения в выборе жанра, но больше такие книги, где есть работа логики, например детективы, приключения. Помню, как моя дочка много-много лет назад написала в школьном сочинении: «Мама любит печь пряники и читать детективы».
— Спасибо за беседу.
Автор: Елена ТКАЧЕНКО.
(c) Білім шапағаты