История аэропорта Алматы в фотоснимках
Несколько лет назад я нашел в сети отличный сайт, посвященный истории Алматы. Очень рекомендую к просмотру — весьма интересные и редкие снимки попадаются.
Так вот, на сайте есть целый раздел, посвященный алматинскому аэропорту. Не удержался, утащил некоторый контент оттуда, дополнив пост своими снимками и комментариями. Также добавил все то, что смог найти в интернете дополнительно.
Итак, начнем с самого начала.
Первый аэропорт Алматы был построен в 1923 г. находился в районе Центрального стадиона.
В 1935 г. был построен уже существующий аэропорт, до 1990 г. входивший в состав Казахского управления гражданской авиации.
«Аэропорт (старое здание), построен в 1936 году по проектам арх.Б.Заварзина и Г.Елькина; в 1957 году его перестроили по проекту Б.Капанова, и здание приобрело привычный нам национальный колорит; в 1975 году его реконструировали по проекту художника В.Н.Сенченко. В период с 2000 по 2010 — его вновь подвергли капремонту и оно окончательно утратило свое ажурное убранство на фасадах и на крыше портика. Конечно, все достройки и реконструкции изменили первоначальный облик аэропорта. Практически ничего не осталось от проекта 1935 года, и мало что от проектов Капанова и Сенченко.» (с)
Выдержка из газеты — 1936 год 8 июля:
«Регулярные рейсы «Алма-Ата – Москва»
Завтра утром в Москву вылетает самолет П-5. Этим полетом открывается воздушная линия «Алма-Ата – Москва». Путь от Алматы до Москвы занимает два дня. Трасса новой линии (3600 километров) лежит через Караганду, Кустанай и Казань. Путь от Алма-Аты до Караганды самолеты будут проходить без остановки».
Два дня полета до Москвы!
источник
Надпись на обратной стороне фотографии: «Снялся после первого полета на самолете «Р-3″ в 19 ч. 10 июня 1932 г. На аэродроме Алма-Ата».
Итак, фотоистория для ценителей.
2. Алма-Ата. Аэропорт. 1960-е гг.
3. 1960-е гг.
4. 1960-е гг.
4a. 50-60-е годы. Все такси — Победы. Да и не только такси, вообще — все! Только козлик председателя колхоза выбивается из ряда.
5. 1963 г. Хвост Ил-18.
5a. Фото авторства КВС Ил-18 Владимира Исааковича Мазина, снято примерно в 1968 году на рейсе Пулково Алма-Ата.
Права на фото принадлежат Зое Мазиной, опубликовано здесь
6. 1967 г. На месте клумбы сейчас шлагбаумный пост для оплаты за парковку.
7. 1967 г. автобусы подходили к самому терминалу
8. 1974 (?) г. Ил-18
9. 17 октября 1968 г. Прибытие первого самолета ИЛ-62 в аэропорт Алма-Аты. Фото Бориса Вдовенко. Обратите внимание — прямо на перроне сколотили трибуну, вовсю идет митинг
10. спустя 40 лет после этого снимка я встретил именно этот борт в авиамузее в Монино..
11. А вот наш красавец! Ту-144 СССР-77109 готовится вылететь пассажирским рейсом 499 Домодедово — Алма-Ата, 1 ноября 1977 г., утро. Почему сейчас не летают эти лебеди?… эх..
11a. Первый рейс!
11b. В полете.
11с. А вот уже Алма-Ата, встречаем этот же первый рейс. 1 ноября 1977 года. Это наша история.
Вполне возможно, здесь кто-то узнает своих мам и бабушек.
фото взято отсюда
Рейсы Москва-Алма-Ата были прекращены в мае 1978 после катастрофы Ту-144 с регистрацией CCCP-77111.
Ну а борт, что на фото,перелетел в СибНИА в начале 80х для ресурсных испытаний, где и был порезан.
12a. В 2014 году я побывал таки внутри такого вот красавца. Борт за номером 77112 сейчас установлен в качестве экспоната в прекрасном музее техники в немецком городке Зинсхайм.
12b. В отличие от Монино, здесь свободный доступ в салон. Немцы, не мы, постарались сохранить наше наследие!
12. И вновь — ТУ-144 в аэропорту г. Алма-Аты.
13. Алма-Ата. Аэропорт. На летном поле Дед Мороз поздравляет экипаж ТУ-144 с Новым годом.
13a. Эти рейсы выполнялись один раз в неделю, билет на них стоил 68 рублей против 48 рублей на дозвуковом лайнере.
фото взято отсюда
13b.
фото отсюда
14. 1970-е гг. Привокзальная площадь. Обратите внимание на новый терминал справа от исторического.
15. Зато появилась модель Ил-62. 1970-е гг.
16. и еще вид. 1970-е гг.
17. 1970-е гг. Вид со стороны летного поля.
18. внутри терминала. классика интерьера, где только не встречал этот дизайн зала…
19. 1974 г. панно с рейсами
20. 1974 г. до чего пустынная парковка
21. 1980 г. Все, пошло мое время 🙂 рафики, лазы.. ностальгия, блин!
22. 1986 г. Площадка со стороны летного поля для встречающих.
23. 1987 г После пожара сохранилось старое здание аэропорта, сейчас в нем — вип-зал. Недавно было принято решение руководством аэропорта снести это здание. История этих людей не интересует. «Ничего личного, только бизнес.»
24. баклажан Ил-86 в аэропорту Алматы. Автор — Максим Гольбрайхт.
24a. Процитирую Максима:
В Алматинском авиаотряде было 9 бортов ИЛ-86. Выполнялись на них 3 «прямых» ежедневных рейсов на Москву 501/502, 503/504 и 506/506, а также один с посадкой в Актюбинске 525/526. Кроме того был рейс по нечетным дням Алма-Ата-Минеральные Воды-Киев 4245/4246. Один ежедневный рейс выполнялся ташкентским авиаотрядом Ташкент-Алма-Ата 4993/4994 и уже в самом конце их карьеры начал летал в Алма-Ату китайский борт ИЛ-86 по маршруту Урумчи-Алма-Ата.
Эти две фотографии отсюда.
24b. 1 августа 1989 г. Флагман Казахстанского управления гражданской авиации того времени.
24a. Трапы и рукава не обязательны. Это Ильюшин. ~1986 г.
25. До недавнего времени этот борт с номером СССР-86071 тихо ржавел на задворках аэропорта. Вот мое фото от 2010 года. Весной 2014 его порезали на металл. Памятники? Нет, что вы. Зачем они нужны нашей стране? Это в Германии могут большие деньги запустить в музеи, да в России. У нас-то люд умнее, лучше очередной огромный пустой молл построить. На памятниках легкую деньгу не зашибешь.
25a. На этом фото Александра Балыкина уничтожают соседний баклажан, авиакомпании Русское Небо. Апрель 2014. На этом заканчивается история Ил-86 в аэропорту Алматы.
26. Як-40, 1 августа 1989 г. После того борт долго летал в ливрее Семей Авиа, сейчас на хранении.
27. Середина 1990-х гг. время снимка определяется на раз по маркам машин
27a.
«…здание Алматинского аэропорта, построенное в 1974 году, в одночасье слизал огонь пожара, разгоревшегося, по официальной версии, от фритюрницы в ресторане. Было это в июле 1999 года. Полтора года Алматы, как бедный родственник, демонстрировал прилетающим гостям развалины, оставшиеся от пожара. Южная столица, которая со временем прихорошилась и приобрела вид европейского города, остро нуждалась в новом здании терминала. Однако его строительство было под большим вопросом, так как многие считали, что это экономически нецелесообразно. Если в советские годы аэропорт обслуживал более тысячи пассажиров в час, а в год проходило до 3,2 миллиона человек, то к концу 2000 года число улетающих и прилетающих пассажиров едва достигало 600 тысяч. » (с)
30. Теперь же терминал выглядит так.
(с) фото Ispanec
31. а это уже мои фотографии, более современные.
32.
33.
34.
35.
Огромное спасибо автору указанного сайта за подборку фотографий, проделана большая работа! К сожалению, нет данных по авторам снимков,им персональная благодарность. Моих фотографий в записи не так много.
Ну и бонусом — РАСПИСАНИЕ движения самолётов из Алма-Атинского аэропорта с 1 июня 1990 г.
На фото 27 не середина 90х, а скорее 89-90 год. В середине 90х уже полно иномарок было! А здесь нет ни одной.
Спасибо за подборку. У вас там вопрос: фонтан на летном поле? Это не летное поле еще. До первого угона самолета в октябре 1970 года пасссажирского контроля практически не было. Была регистрация, затем выходили на этот участок с фонтаном и скамейками и улетающие и провожающие. А затем начинался накопитель: просто навес металлический и калитка. Туда уже по билетам пропускали. Затем сюда стали пропускать только улетающих, и шаг за шагом ввели строгий контроль улетающих.