Самый необычный ресторан
В Цюрихе немало хороших ресторанов. Но только в одном вы сможете заказать блюдо «Ильюшин 14», и отведать его под крылом самого настоящего самолета Ил-14, с видом на огни взлетно-посадочной полосы.
Ресторан Runway 34 расположен в торце ВПП 34 аэропорта Цюриха. Небольшой ангар, с широким панорамным окном с видом на огни аэропорта. В салоне самолета можно найти гостиную для курильщиков, а под крыльями расположились столики, меж которых бегают «стюардессы», обслуживая посетителей-пассажиров.
Итак, что у нас в меню?
2. Начнем с истории. В 90-х годах пилот Швейцарских Авиалиний, затем и пилот ВВС Швейцарии, Reto Seipel задумался о том, что неплохо было бы совместить его любовь к авиации, путешествиям и кулинарии с небольшим ресторанным бизнесом. Пошукав по Европе, Рето опечалился — старые турбопропеллерные самолеты, такие как DC-3 или Convair 440 Metropolitan оказались слишком дорогими для простого пилота. Но тут друзья подсказали, что в России с этим делом куда проще. Так и оказалось. В подмосковном Жуковском Рето и Ил-14 встретились друг с другом.
(с) фото Eddy, russianplane.net. Август 2001 г.
3. Ильюшин к этому времени был уже немолод, с военной службы его списали еще в 1991 году. А свое он отслужил — на крыло встал в далеком 1957-м, налетал за свои военные 34 года 9 148 часов. Его судьба была незавидна, и точь в точь бы повторила судьбу своих собратьев — быть порезанным на иголки, если бы не руководство части, которое сумело в то смутное время продать борт в частные руки. К моменту продажи самолет выглядел совсем печально, однако еще нес на борту свой номер — 21 Красный.
(с) All rights reserved — Adrian Morgan, Москва-Мячково, апрель 1992 г. Фото с сайта www.oldwings.nl
4. Новый хозяин зарегистрировал борт в Российской Федерации Любителей Авиации, получив номер ФЛА-01146. Базировался борт в Мячково. Летал совсем мало — за семь лет налетал всего три часа. Самолет пошел по рукам. По ряду причин хозяин борта, на тот момент это был Олег Парфентьев, поменял регистрацию с российской на кыргызскую, и Ил-14 получил новую регу — EX-1146K.
(с) All rights reserved — Yakfreak, Москва-Мячково, июнь 1995. Фото с сайта www.oldwings.nl
5. В 2002 году Рето нашел этот самолет уже в Жуковском. Позади остались долгие переговоры, а также получение документов и подготовка самолета к последнему перелету в Швейцарию. И вот, в 25 июня 2005 года старичок Ил-14 поднялся в свой последний полет — Москва-Варшава-Цюрих.
(с) All rights reserved — Peter Lewis, goatworks.com. Фото с сайта www.oldwings.nl
Кстати, кадр выше сделан с Як-52, над Боденским озером.
6. В аэропорту Цюриха самолет был приведен в состояние «самолет-ресторан» и отбуксирован за территорию порта, где вокруг него сразу начали возводить ангар.
(с) All rights reserved — Peter Lewis, goatworks.com. Фото с сайта www.oldwings.nl
7. 13 октября 2005 г. ресторан Runway 34 был официально открыт. C тех бизнес успешно функционирует, судя по отзывам на TripAdvisor. Что ж, предлагаю и вам посетить это заведение, пусть и виртуально.
8. Прямо перед фасадом установлен Mirage IIIS Швейцарских ВВС. Здесь этот истребитель недавно, не более года, а раньше его можно было увидеть на постаменте в аэропорту Женевы. Напомню, именно такой тип пилотировал ранее хозяин заведения. На мой взгляд — это нереально круто, видеть перед своим ресторанчиком старого боевого друга!
9. Там же стоит ретро-пожарка Красный Барон.
10. Входим внутрь. На входе стойка рецепции, где получаем свой посадочный талон, все по-настоящему! 🙂
11.
12. Пока не многолюдно, ужин только начинается
13. Передняя стойка шасси органично вписывается в интерьер
14. Пока несут аперитив, самое время подняться на борт. Надпись на трапе на русском — ВПП-34
15. На месте туалета сейчас хьюмидор, шкафчик для сигар. Только они разрешены в этой smoking area.
15. Кстати, интересные слухи бродят по западным интернетам насчет этого самолета — мол этот борт возил лично Сталина. Учитывая год постройки самолета — 1957, это более чем забавно 🙂 Тем временем, мы уже внутри.
16. Справа можно ознакомиться с элементами хвостовой части
17. Проходим к кабине
18. Справа рабочее место третьего члена экипажа, возможно штурмана. Настораживает переключатель «Расстояние до цели». Все за стеклом, поэтому много бликов и отражений.
19. Слева под стеклом можно увидеть бортовой журнал данного Ила, видны записи от 1988 г. — в/ч 36790 и 40401 (а это, меж тем, Бобруйск, Белоруссия, похоже там свою карьеру дослуживал борт), а также кыргызское свидетельство о регистрации самолета от 2005 г.
20. Самое интересное — кабина пилотов!
21. Все приборы в целости и сохранности!
22. Подробнее. Радиокомпасы.
23. Юбки.
24. Кабина в столь образцовом порядке, и стекла столь чисты, что редкий музей может похвастаться! Ну да ладно, выглянем наружу.
25. Что удивительно — оставили название борта — «Россия». К одноименной авиакомпании, конечно же, Ильюшин не имеет никакого отношения.
26. По правому борту. Ливрею, кстати, не меняли, как покрасил ее первый гражданский хозяин в 92-м, так осталось. Чуть освежили.
27. Левый двигатель раскапотирован.
28. Внизу — тоже авиауголок
29.
30. Спутник Бар. Ну пусть так, зато на русском 🙂
31. Пора и за стол, коллеги заждались. Так что же у нас в меню? Правильно, Ил-14. Внезапно это оказалось Beef Tatar. Ладно бы Tartar, но татар? Тогда уж узбекскую кухню вспомнили бы, самолет-то, с Ташкента родом 🙂
Следует отметить — и еда, и обслуживание — на высоком уровне! Так что рекомендую смело! По ценам не очень гуманно, но где наша не пропадала?
32. Еще несколько снимков..
33.
34. В крыльевых нишах также расположены столики
35. Можно подняться на второй уровень
36.
37. …прикупить сувениры
38.
39. обойти самолет вокруг
40. И попрощаться уже поздним вечером. Мы еще встретимся! 🙂
Что же, смело могу сказать, реализация идеи самолета-ресторана в Цюрихе удалась на отлично! Возможно, это даже лучший в мире авиаресторан, но пока сравнивать мне особо не с чем. Во всяком случае, в планах у хозяина есть расширение бизнеса — покупка еще одного Ил-14-го, и открытие второго заведения уже в Женеве. От себя могу пожелать удачи в этом начинании, бывший пилот оказался успешным бизнесменом.
Как добраться? В общем, достаточно просто. Адрес — Rohrstrasse 67, 8152 Glattbrugg, Switzerland, забиваете в навигатор, если передвигаетесь на автомобиле, это предпочтительнее. Однако, несложно будет доехать туда и на трамвае — линия Glattalbahn, маршрут 10+12 остановка’Unterriet’, или же автобусом 510 из аэропорта — 3-я остановка ‘Unterriet.
Также рекомендую посетить самолет-отель, но это уже другой репортаж — «Самая необычная гостиница».
Большое спасибо моим швейцарским коллегам Алэну Шэфферу и Игорю Алмазову, без них этот репортаж не состоялся бы.
Special thanks to Mr. Aad van der Voet and his web-site oldwings.nl for the history oh this aircraft.
Historical photos belong to specified originators.
Lord Fame, к сожалению, название фильма не запомнил, в нем рассказывались несколько историй о том, как наши соотечественники остались в Камбодже на ПМЖ, и конечно о самой стране.
Игорь, насколько я понимаю, это бывший военно-транспортный борт, поэтому вполне возможно, что обшивки и не было изначально.
Фильм о Камбодже — это интересно! Название не запомнили?
нереально круто! и авиаресторан и сам фоторепортаж о нем. Особенно понравилась фото кабины пилотов.
Думаю что в детстве мне приходилось летать на таком и не раз — отец брал с собой в командировки. Но вот не помню — что внутренней обшивки салона самолета не было или ее сняли?
Кстати как-то смотрел фильм о Камбодже — там наш борт упал в джунгли — Ан-24, пилот не стал возвращаться домой, остался жить в Камбодже. Вытащил самолет из джунглей и тоже сделал ресторан.))
Отлично просто!
нам надо тоже выкупить авиахлам из порта и сделать из него такой ресторан, да денег уйдет уйма, но зато и посетителей будет хоть отбавляй. Потому что такого в Казахстане нет.
Славка круто! Тебе надо английскую версию блога делать!
да, давно задумываюсь об английской версии. нужное дело, еще бы время на это найти.
Да-а-а интересно… Остается позавидовать только…