Аэропорт Манас. Центр транзитных перевозок ВВС США.
Ворота в Ад. «The Gateway to Hell».
Именно так звучит неофициальное имя Центра транзитных перевозок ВВС США, что базируется в аэропорту Манас.
С декабря 2001 г. аэропорт Бишкека используется НАТО как военная база, где в разное время базировались истребители, транспортники, а также топливозаправщики из разных стран.
В рамках операции «Несокрушимая свобода», здесь базировались истребители F-15Es USAF и F-18s Корпуса Морской Пехоты. Французские истребители Dassault Mirage 2000D и австралийские заправщики B707. Норвежцы отметились грузовыми C-130. Европейцы пришли в Бишкек с 18-ю истребителями F-16s — из Голландии, Норвегии и Дании. Испанцы подогнали парочку Геркулесов и несколько спасательных вертолетов «Superpuma». Такой вот разноязыкий зоопарк можно было наблюдать в то время в данном аэропорту. Боевая авиация базировалась в Манасе вплоть до 2005 г. Кстати, сейчас уже и забылось, что в то время американцы базировались и в Узбекистане — аэродроме Карши-Ханабад.
С 2005 г. главной задачей базы стало обеспечение воздушных перевозок пассажиров и грузов в Афганистан и из него (грузовики C-17) и топливозаправка (топливозаправщики KC-135) в небе над Афганистаном.
В 2014 году авиабаза должна закрыться. Манас вновь станет свободным, гражданским аэропортом. Уже началась переброска подразделений в новый дом для Центра транзитных перевозок — черноморскую авиабазу им. Михаила Когальницеану в Румыниии.
Присутствие американцев в Манасе запомнилось убийством водителя-гражданина Кыргызстана, катастрофой топливозаправщика, а также удивительным спасением «раненой» кыргызской Тушки (Ту-154) после столкновения с KC-135, обо всем этом вспомним ниже. Пока предлагаю посмотреть, чем живет аэропорт в последние дни американского хозяйствования.
2. В Бишкек из Алматы летает авиакомпания Air Astana на эйрбасах-319/320 и Эмбраерах-190.
3. Полет туда — минут 35, обратно же — еще быстрее.
4. Сейчас в порту базируются только Стратотанкеры и транспортники. И те и другие летают в режиме нон-стоп круглые сутки — по-видимому, свободу все еще пытаются сокрушить. Вот, к примеру, после задания приземляется KC-135R, бортовой номер 10323. Борт приписан к 319-му авиакрылу авиабазы Grand Forks Air Force Base, в Северной Дакоте.
5. Этот борт 80035 заводят в стойло также после задания. 22-е топливозаправочное авиакрыло, McConnell Air Force Base, Канзас. Что странно — на киле эмблема авиабазы Fairchild в штате Вашингтон. Также был замечен в Великобритании, на сервисе.
Для общего понимания, авиапарк топливозаправщиков в ВВС США весьма велик. В настоящее время на вооружении ВВС США имеется 414 самолетов KC-135 (ВВС – 167, ВВС Национальной гвардии – 180, резерв ВВС – 67). Все эти самолеты имеют почтенный возраст, были произведены в период с 1954 по 1965 г., после чего неоднократно модернизировались. В ближайшее время начнется очередная модернизация с заменой двигателей. А для примера, первые модификации стратотанкеров выглядели вот так.
6. Этот же борт, но уже с новыми движками. год 2013. Ночью готовится к вылету 80084
7. (58)0063. Борт-модель, можно сказать. Выставлялся на авиашоу в Теннесси и Австралии. 157 ARW, Национальная Гвардия, Нью-Гэмпшир. Самолету, напомню, 56 лет.
8. Борт 62-3547 имеет имя собственное — «Rose of York»
157th Air Refueling Wing of the New Hampshire. Air National Guard.
10. А вот так это выглядит со стороны (с) Master Sgt. Rob Wieland
На базе замечено около 15 подобных бортов, смысла показывать все нет.
3 мая 2013 г. один из Стратотанкеров, б/н 63-8877, потерпел крушение спустя 8 минут после взлета. Три члена экипажа погибли. На видео можно увидеть последние секунды жизни борта и экипажа.
Внятных причин катастрофы озвучено пока не было.
11. В 2006 г., 26-го сентября, также произошло авиапроисшествие с участием другого Стратотанкера, который был после списан. Вкратце — заправщик не полностью ушел с полосы, и остановился на рулежке, оставив хвост на ВПП. В этот момент по команде диспетчера Ту-154М Авиалиний Кыргызстана, р/н EX-85718, начал разбег. Не увидев в темноте американца, тушка снесла часть правого крыла, после чего продолжила взлет и, благодаря мастерству экипажа, смогла сразу же приземлиться. Подробнее здесь и здесь. Здесь можно увидеть отчет американской Комиссии по расследованию аварии, виноват остался диспетчер и частично экипаж KC-135. В чистом итоге — все живы, капитан Ту-154 — несомненно герой и крутейший профи. Стратотанкер сгорел к чертям, тушку же восстановили во Внуково, летает и дальше, встретил вот ее в Манасе 22.10.2013.
12. Идем далее. Транспортная авиация. Говорят, Геркулесы там водятся, но не встречал. В количестве летают Боинги С-17 Глоубмастер III. Приписан к 62d Airlift Wing, авиабаза McChord, штат Вашингтон.
13. Его собрат, кстати, как-то залетал к нам в Алматы. 7188. Борт весьма известен, обычно он сопровождает Обаму, возит за ним личный вертолет Sikorsky VH-60N Presidential Hawk. Это вам не джипы на Иле возить. Цель визита к нам — забирал джи-ай с совместных учений. В момент написания поста находится в Ванкувере 🙂
14. Ну и гигант — Lockheed C-5M Galaxy, 50007. На его фоне KC крохой кажется. Борт 87-го года, также после модернизации. Наш аналог — Руслан, чуть выигрывает по грузоподъемности.
15. В Манасе, кстати, можно зачастую увидеть вполне себе гражданские самолеты, работающие на армию США. Вот, к примеру, Боинг-777 американской чартерной авиакомпании Omni Air International.
16.
Жизнь начнётся без авралов,
«Сундуков» и генералов,
Демобилизация.
Ну, или просто отпуск.
Один вот из таких «бравых» американских парней, вероятно после принятия неких веществ, хладнокровно расстрелял простого водителя топливозаправщика Александра Иванова. Просто так. Закари, мать его, Хэтфилд, был сразу же отправлен в штаты, где и был признан совершенно невиновным. Очень надеюсь, этого Закари скоро таки прибьют какие-нибудь моджахеды, если он еще жив. Власти Кыргызстана, конечно же, промолчали и все забылось.
Спустя восемь лет американцев таки вышвыривают из Манаса, и я очень надеюсь, что у нас под боком больше не будет похожей военной базы. И уж тем более не надо нам такого «счастья» в Казахстане.
17. Тем временем, аэропорт работает и по приему-отправке гражданских бортов. Вот Боинг-737, EX-37010, авиакомпании Aviatraffic. Кстати, тоже летают к нам в Алматы.
18. Его собрат,
18. Авиакомпания Кыргызстан, один из трех Боингов-737.
19. на взлете
20. A-320, EX-32002, Air Bishkek.
В прошлом компания именовалась «Kyrgyz Airways», но в 2011 году была вынуждена сменить название, поскольку в Кыргызстане существует компания с похожим названием, но на кириллице — «Кыргыз Эйрвэйс»
21. Еще похожее название — Sky Bishkek. Boeing-737, EX-37001. Летают в Ош и Баткен.
22. Этот очень грустный Боинг-737-219 стоит в дальнем углу аэропорта. Нет ни ливреи, ни полетов. Ранее принадлежал арабской авиакомпании AVE, а изначально летал в цветах Новой Зеландии. Борт многое повидал на этом свете — на крыле с 1978 года. Хотя, глядишь — и обретет вторую молодость, получит яркую ливрею и будет летать также в Ош и Баткен. И только двигатели будут удивлять редких любителей авиации.
23. Огурец S7 — A-320, VQ-BDE. Летает в Бишкек из Новосибирска.
24. Яркий грузовик RUS Aviation — старый добрый Airbus A300B4. А в 90-е вовсю возил пассажиров по Америке, в American Airlines.
25 Или вот интересный борт — Challenger 604, N87, Федеральное управление гражданской авиации США. Все всерьез. Организация занимается регулированием гражданской авиации для обеспечения безопасности на территории США. Слегка промахнулись 🙂
26. Ну и наш Эмбраер уже прилетел за нами. P4-KCG, Air Astana
27. Все таки не должны супостаты базироваться в мирном гражданском аэропорту, мое мнение.
28. Рулим на полосу, пропускаем еще одного.
29. Все. Летим домой!
и это безусловно радует! 🙂
все равно уже снял все, что хотел.
Нет там больше супостатиков. Улетели… 🙂