В Гаване немало самых разнообразных музеев. Многие из них, безусловно, стоят посещения. Своих гостей здесь ждут музей Рома и музей Шоколада, открыты двери музеев различных искусств и исторических личностей. Но в условиях ограниченного времени приходится выбирать. А есть ли в Гаване площадки с авиацией? Есть, и именно их мы и посетим прямо сейчас.

Итак, сегодня у нас по плану, пожалуй, главный музей Кубы — музей Революции. Ну а вторым этапом мы заглянем на площадку за крепостью Сан-Карлос-де-ла-Кабанья, где расположились интереснейшие экспонаты времен Карибского кризиса.

2. До революции в этом величавом здании проживал президент Кубы.

3. Минутка истории.

В 1909 году губернатором Гаваны Эрнесто Асбертом был издан приказ о строительстве резиденции Дома Правительства. Кубинский архитектор Родольфо Марури и бельгийский специалист Пауль Белау создали проект нового сооружения в эклектическом стиле архитектуры. 31 января 1920 года в Гаване был открыт Президентский Дворец.

4. 13 марта 1957 года организованная группа студентов атаковала Президентский Дворец с целью казнить действующего президента Фульхенсио Батисту за нарушение закона и прав человека. Попытка провалилась, охрана отбила нападение. Впрочем, Батисте это не сильно помогло удержаться у власти, через пару лет он таки сбежал с острова, чтобы никогда сюда уже не вернуться.

5. Прямо перед дворцом установлена на постаменте самоходка СУ-100. Надпись на постаменте гласит, что из этой САУ во время боя на Плайя-Хирон в апреле 1961 г. Фидель Кастро лично поразил американское судно «Хьюстон»

6. Люблю такие легенды 🙂 Что скажет история?

Для остановки продвижения интервентов вглубь страны главным командованием Революционных вооруженных сил Кубы было решено использовать авиацию для срыва высадки войск на побережье. Чтобы решить эту задачу, главное командование выделило 7 батальонов пехоты, 20 танков Т-34 и 10 СУ-100, а также 14 минометных и артиллерийских батарей.

Кубинскому командованию оставалось лишь перебросить эти весьма внушительные силы к месту боев. По позициям интервентов ударили тридцатьчетверки и СУ-100. Головной тридцатьчетвёркой командовал сам Фидель, факт нахождения которого на поле боя придавал молодым кубинским танкистам небывалый энтузиазм.

7. В общем, не на Су-100 а на Т-34, и не поразил, но командовал. Нормально, здесь не сильно даже отклонились от истины 🙂

8. Самоходку охраняет блондинка при пистолете. Чтобы не угнали.

9. Время зайти внутрь. Покупаем билеты.

10. Внутри понимаешь, что, в первую очередь, это таки дворец. И только потом музей.

11. Холл неспешно реставрируется.

11. Вид с балкона. Отсюда выступал и Батиста и Фидель.

12. Так. Что насчет внутренней экспозиции?

13. В 30 залах музея размещены примерно 9000 экспонатов.

14. Вот, к примеру, гитара Че Гевары.

15. А вот и её хозяин, собственной персоной.

16. Экспонатов немало, там и оружие революционеров, и предметы быта, и артефакты тех лет. Но самое интересное, конечно же, во внутреннем дворике, куда мы и отправимся.

17. Во главу угла здесь поставлена яхта»Гранма», «бабушка» кубинской революции. Именно на ней 2 декабря 1956 года, отряд кубинских революционеров под командованием Фиделя Кастро высадился на побережье Кубы.

Судно полностью скрыто за решеткой, увидеть её контуры — проблема, можно только заметить детали, через небольшие оконца. Гранма — главная икона и символ революции. Охраняют ее строго. В общем, поверьте на слово, яхта вон там.

18. При жизни яхта выглядела вот так:

19. Вокруг сарая с яхтой и расположены основные экспонаты. Т-34-85, из тех, что отбивал контрреволюцию.

20. Тридцатьчетверка хороша!

21. Здесь же стоят два самодельных броневика, склепанных кубинскими рабочими в поддержку революционеров.

22.  К слову, бронетракторы в бою так и не поучаствовали.

23. Зато какие шушпанцеры получились — любо-дорого посмотреть! Куда там современным бармалеям. Вот она — старая школа! 🙂

24. Здесь же стоят пара джипов — Тойота и Виллис, на которых гонял команданте Рауль Кастро.

25. На этом Понтиаке перевозили оружие из Гаваны в в провинции. Такой вот героический Понтиак.

26. А этот фургон был обстрелян правительственными войсками.

27. Плавно переходим к ракетным комплексам. Он тут один, но какой! С-75,  именно таким комплексом и был сбит 27 октября 1962 года над Кубой американский самолет-разведчик U-2.

28. Двигатель сбитого разведчика.

29. Ну и хвост. Еще сохранилось и крыло, но его утащили в другой музей, позже увидим.

30. Общий вид на экспозицию и грозный кубинский воин.

31. Самое интересное — самолеты времен революции.

32. Hawker Sea Fury — британский многоцелевой палубный истребитель.

33. На вооружении армии Кастро нахоились 6 Sea Fury, которые не только успешно применялись в боевых действиях, но и сбили  7 американских бомберов B-26 и один транспортник 1 C-46 . 

34. Такой вот героический истребитель.

35. Vought OS2U Kingfisher — американский разведывательный гидроплан периода Второй мировой войны, рассчитанный на запуск с борта кораблей при помощи катапульты. Удивительно, но этот экземпляр не на поплавковом шасси, непривычная картина.

36. Изначально относился к ВМФ Кубы периода правления Батисты. Бомбил повстанцев, (в основном вел разведку) был сбит, отремонтирован (!), после чего успешно применялся в боевых действиях на стороне Рауля Кастро. На безрыбье и рак рыба, все лучше бронетракторов.

37. Кстати, самолеты прекрасно можно рассмотреть и с улицы, через забор. Правда, вид будет загораживать часовой.

38. Одна из лодок, на которой кубинские оппозиционеры (читай американцы) пытались высадиться в заливе Свиней.

39. Ну что ж, на этом посещение музея Революции можно завершить. Вот вам напоследок толстый рыцарь печального образа и худой гаванский кот.

40. Но на этом мы не останавливаемся, а плавно переносимся через бухту Гаваны, на ту сторону крепости Сан-Карлос-де-ла-Кабанья. Совершенно случайно, прогуливаясь от крепости до паромной переправы, мы обнаружили это замечательное место, какой-то не особо кому известный филиал музея. И здесь на самом деле интересно! Батарейка на камере, к тому времени, благополучно издохла, поэтому снимать пришлось все на телефон.

41. Есть здесь и своя охрана из одного солдата, который немедленно попросил доллар и молча согласился не обращать внимание, что мы будем снимать технику с любых ракурсов. Сидит в будке.

42. Экспозиция целиком и полностью посвящена Карибскому кризису. Правда вот причем здесь эта старинная пушка на современном шасси — совершенно непонятно.

43.  Итак, что мы здесь имеем? Помните U-2, под управлением майора Андерсона? Вот его крыло.

44. А так же элементы фюзеляжа. И то верно, такой самолет был один, а музеев много. Надо делиться.

45. А вот и еще одна ракета комплекса С-75 «Десна». Да, у нас в Казахстане еще стоят на вооружении такие ракеты. Нет, наши не сбивали U-2.

46. 27 октября 1962 года именно этим комплексом советский расчет под командованием лейтенанта Алексея Ряпенко сбил самолет-разведчик. Напомню, впервые С-75 сбивала U-2 двумя годами раньше, над Свердловском (1 мая 1960). Над Кубой результат советские зенитчики закрепили, так сказать.

47. Ряд ствольной зенитной артиллерии.

48. Зенитная установка на базе пулемета ДШКМ. Стволы, несмотря на усилия солдата-за-доллар, кто-то экспроприировал.

49. Похоже, противотанковое орудие

50. Гаубица Д-1 образца 1943-го года. Но вот ствол коротковат что-то.

51. Реплика Р-12, подаренная Кубе правительством СССР.

52. Именно из-за переброски этих ракет и начался Карибский кризис.

53. Береговой ракетный комплекс «Сопка» с противокорабельной крылатой ракетой «Комета». 

54. Что характерно, ракета представляет собой самолет переделанный МиГ-15. 

55.  Тактический ракетный комплекс Луна

56. Дедушка Искандера.

57. Крылатая ракета, тип вот не могу определить.

58. Вариации на тему ракетоносителя Р-7.  Модель, понятное дело.

59. Ну и снова, самое интересное, жаль в единственном экземпляре. МиГ-21 ВВС Кубы 

60.  В 1962 году во время Карибского кризиса для защиты воздушного пространства Кубы в Санта-Клару был переброшен 32-й ГИАП в составе 40 новых МиГ-21Ф-13. К концу сентября авиаполк стал полностью боеготовым и приступил к патрулированию. С американскими самолётами у советских «МиГов» была только одна встреча, 4 ноября одиночный МиГ-21 перехватил пару F-104C, однако «Старфайтеры» от боя уклонились и покинули воздушное пространство Кубы. В начале 1963 года на МиГ-21 стали обучать кубинских лётчиков. 12 апреля 1963 кубинский пилот впервые совершил самостоятельный полёт на МиГ-21. Когда личный состав 32-го полка покидал Кубу все МиГ-21 были оставлены кубинцам.

61. Немного истории по боевому применению МиГ-21 кубинскими летчиками.

В ходе защиты воздушных границ Кубы, кубинские МиГ-21 сбили несколько легкомоторных самолётов нарушителей и многих заставили приземлиться. Также МиГи стали постоянными участниками «рыболовных войн», обеспечивая защиту кубинского рыболовства.

Первый нарушитель был сбит 21 февраля 1968 года. В этот день поршневой самолёт, принадлежащий США, нарушил воздушное пространство Кубы. Во время перехвата истребителями МиГ-21, самолёт-нарушитель начал опасное маневрирование после чего был сбит.

18 февраля 1970 года в ответ на захват Багамами 14 кубинских рыбаков звено кубинских МиГ-21 пролетело над столицей этого государства Нассау, выйдя над городом на сверхзвук. Лишь после этого рыбаки были освобождены.

28 февраля 1980 года с площадки Тамайами произвел взлёт частный самолёт Beechcraft Baron. На борту находились владелец самолёта-лётчик Роберт Беннет и его приятель Вальтер Кларк, которые собирались достичь местечка Грейтер Инагуа, на Багамских островах. На маршруте у самолёта произошел отказ одного двигателя, после чего была выполнена посадка на необитаемом острове в гряде Багамских островов. После оценки повреждений лётчик повторно произвел взлёт на одном двигателе и уклонившись от намеченного маршрута пересёк воздушную границу Кубы. Перехвачен истребителями МиГ-21 и принужден к посадке в Камагуэй.

10 мая 1980 года пара кубинских МиГ-21 потопила патрульный катер HMBS Flamingo (водоизмещение 100 тонн, вооружение одно 20-мм орудие) багамской береговой охраны. В этот день Flamingo обстрелял и взял на буксир два кубинских рыболовных суда в районе острова Кай Санто Доминго. Кубинские моряки успели сообщить об обстреле своим властям, указав что их атакует неизвестный корабль. На помощь вылетела пара МиГ-21, которые совершили несколько проходов над ним и выполнили предупредительную стрельбу. Оба истребителя вернулись на аэродром и подготовились к повторному вылету, снарядив блоки НУРС. Без лишних слов МиГ-и пошли в атаку и потопили патрульный катер, убив четырёх и ранив ещё четырёх членов экипажа, остальные перебежали на арестованные суда. Учитывая то, что Flamingo был потоплен в багамских территориальных водах, Кубе пришлось выплатить компенсацию за корабль и семьям погибших моряков.

МиГ-21 снят с вооружения в кубинских ВВС, однако значительное число бортов все еще находятся на хранении.

Что ж, на этой ноте можно закончить наш рассказ. Оба музея рекомендуются к посещению всем любителям военной истории и техники. Остальным — не обязательно 🙂

Впереди — еще одна глава, в которой мы прогуляемся по крепости, стены которой можно увидеть чуть выше, а также увидим дом Че Гевары, и прокатимся на паромчике по бухте Гаваны. Пока всё.

Ранее в карибской серии:

Гавана Парадная
Американская классика Гаваны
Трущобы Гаваны


Хранение фотографий — скромный фото хостинг iMGSRC.RU