Два дня в Самаре
В 2016-м году в Алматы пришла авиакомпания Победа.
И сразу же ударила акционными ценами — 30 долларов до Самары и обратно.
Почему бы нет? — Подумали мы и взяли билеты на март.
Сгонять на выходные в другой город — это всегда интересно. Тем более, подобрали мы выходные с концертом — в то воскресенье в Самаре выступала группа Ария с симфоническим оркестром.
Также в планы записали посещение бункера Сталина, музей космонавтики с ракетой, ну и и прогулка по Волге.
Дождались марта и полетели.
2. Победа — лоукостер. Тесновато, минимальный сервис, насчет поесть/выпить — только вода по запросу. Почему ничего не предлагают за деньги — непонятно, ну да ладно. Лететь три часа, рейс ночной, несмотря на неоткидывающиеся кресла, можно даже поспать.
Прилетели. Рассвет, аэропорт Курумоч. На перроне скучает уралец.
3. В Самаре отлично работает и убер, и яндекс такси. Адекватные цены не оставляют шансов аэропортовским бомбилам. Едем в город, по пути, по предложению водителя, заезжаем на «вертолётку». Красиво, но летом здесь куда как живописнее, полагаю.
4. Волга-матушка. Интересно, местами река уже освободилась от льда.
5. Прибыли, разместились в отеле. Первым делом — на набережную. «Нигиде нет такой набережной, как у нас, вах!» — доверительно сообщил таксист.
6. Набережная длинна и снежна. Под магнитофон танцуют пары. Бегаю дети, летают голуби. Выходной. На льду — рыбачки вовсю таскают судачков.
7. Скрябин. Киса и Ося здесь были, судя по плакатам на борту. Сеятеля помните?
8. Рыбак рассказал нам про тонкий лёд и, для убедительности, попрыгал рядом со своей лункой. Вода заволновалась и начала фонтанировать. После чего заволновался уже я и по своим же следам немедленно вернулся на берег. Весна ж, какой лёд? Это не Байкал.
9. Впрочем, вон тот лыжник так не считает, пробираясь через трещины и полыньи на этот берег. В Самаре живут смелые люди.
10. Идем дальше, уже по берегу. Во избежание. Спасатели со своей станции сообщили нам, что «не сходите с пирса, вашу маму».
11. Вот сюда нам рекомендовали не сходить. Спасибо, добрые люди, так бы не догадались, обязательно бы выгулялись 🙂
12. Хотя, прибрежный ледок очень популярен. Но не Байкал. Хотя, Хивусы, говорят, гоняют.
13. А вот что это за ёлочное сооружение — непонятно. Возможно — прорубь для веселых крещенских ныряний. Нет?
14. Ладно, идем дальше. Внезапно уперлись в забор. Набережная закончилась, пожалте в город. Не вопрос. В городе — историческая ГРЭС с бронзовым котиком на аутентичной батарее, которая, по совместительству, играет роль памятника самой себе. Одобряю.
15. Электростанция была введена в эксплуатацию в 1900 году, тогда её мощность составляла всего 200 кВт. Станция использовалась только для освещения драматического театра, Струковского сада и Дворянской улицы и нескольких частных особняков. На большее мощности не хватало. Сейчас — 61 МВт.
16. А вот это интересно! Смотровое окошко на один из самых старинных фонтанов города.
17. Гипсовая скульптура изображает мальчиков, прыгающих с камня в воду, и выполнена в классическом стиле. Недавно у купальщиков отвалились руки, но реставраторы вернули конечности на место. Хорошо.
18. Дальше мы вышли к монастырю и пивзаводу. Начнем с последнего.
19. Вот она, вот она, изначальная родина Жигулевского пива. Здание Жигулевского пивоваренного завода очень интересное и считается архитектурным памятником. Заглянем во двор?
20. Стоит отметить, что Жигулевский пивоваренный завод — один из самых старых в России. Он был построен еще в 1881 году потомственным пивоваром австрийцем Альфредом фон Вакано.
В 1934 году на Жигулевский пивоваренный завод приехал нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян. Попробовав местное «Венское» пиво, он пришел в восторг и потребовал немедленно переименовать напиток в «Жигулевское». Действительно, какое, к чертям, Венское? Микоян был мудр. А фон Вакано сейчас уважают, не то что при жизни. Сначала царские власти объявили его австрийским шпионом и сослали, ну а от большевиков он уже самостоятельно и очень удачно сбежал в родную Австрию. В общем, в следующий раз, как поднимете кружку Жигулевского (всякое случается), вспомните австрийского дворянина и купца первой гильдии фон Вакано.
21. Идем дальше. Сквозь снега. В Самаре зимней есть одна очень странная особенность — снег. Нет, он, как бы, есть у всех, но именно в Самаре его почему то не вывозят, а складируют вдоль улиц в двух- а то и трёхметровые сугробы. К весне они начинают активно чернеть и проседать, чем являют собой душераздирающее зрелище. Что мешает городским властям вывезти снег — непонятно. Хотя, о чем это я? Сам растает. Весна чай.
22. Идем по навигатору на обзорную площадку, где обещают быть чудесные виды.
23. Кстати, да. Напротив пивзавода — красивый ансамбль Иверского женского монастыря. Колокольня доминирует над районом, оставляя далеко внизу и трубы ГРЭС, и корпуса завода.
24. Вот мы и на площадке, рядом с бюстом Пушкина. Общий вид на монастырь. Сразу после революции большевики сначала сделали из монастыря швейную артель, силами тех же монашек, а потом решила, по тогдашней моде, взорвать все к чертям, ибо «религия — опиум для народа». Соглашаясь в общем с сим постулатом, совершенно непонятно, чем им помешала красивая архитектура монастыря. К счастью, разрушить успели не все, а в 90-е часть зданий даже восстановили.
Да, трубы мешают, но что делать?
25. Еще кружечку Жигулевского?
26. Снова килотонны снега, да что ж такое?
27. Красивое старинное здание. Даже еще жилое.
28. Вот еще очень интересное здание. Конструктивизм?
29. На площади Чапаева — сам Василий Иваныч на коне, да с соратниками.
30. Красивое, чуть потрепанное временем здание Самарского драмтеатра. Построен в 1851 году.
31. Несмотря на почтенный возраст, театр ставит весьма неожиданные вещи!
32. Дошли. Бункер Сталина. В 1941-42-м годах под зданием ОБКОМа КПСС было построено бомбогазоубежище первой категории.
Табличка гласит — по выходным закрыт. Приходи в понедельник, не мешайте отдыхать работникам.
Но! Можно постучаться и договориться. Это нормально, это где-нибудь на Западе — закрыто, значит совсем закрыто. В России — закрыто — значит можно, но нужно знать подходы.
33. Встретил нас дядечка-охранник с флагом королевства Нидерланды на шевроне. Гид была занята — водила группу от губернатора, те знали подходы еще лучше нашего 🙂 Но стоит отметить, все нам подробно сторож рассказал, везде провел, разрешил заплыть за буйки зайти за ленты. За что ему безусловное спасибо.
34. Итак, бункер, возможно, самая интересная достопримечательность города. Он действительно строился для Сталина, и если бы руководство страны, в период обороны Москвы, таки эвакуировалось в Куйбышев (Самару), то здесь бы он пережидал налеты немецкой авиации. Но этого не случилось, и Сталин здесь никогда не бывал. Как минимум, по официальной версии. Зато бывал Берия, в составе принимающей комиссии.
35. Бункер возводили лучшие специалисты страны — московские метростроители, а также донбасские шахтеры и простые рабочие. Подземное сооружение стало уменьшенной копией московской станции метро «Аэропорт». Строители изъяли около 20 тысяч кубометров грунта и уложили 10 тысяч кубометров бетона.
36. Схема бункера. Мы спустились по основному входу, из здания Академии культуры и искусств.
Удивительно, но местные жители, обитавшие вблизи секретной стройки, не помнят, чтобы в 1942 году в их дворе были какие-то признаки строительства. Каким образом вывозилась земля и как незаметно для окружающих появлялись в шахте бункера строительные материалы — это до сих пор остается тайной.
37. На первых нескольких этажах — музей гражданской обороны, МЧС, и информация про Куйбышев, как резервную столицу СССР.
Ранее здесь размещались помещения для охраны, склады, служб технического обеспечения.
38. Самое интересное, конечно, на последнем этаже — зал заседаний правительства СССР и комната отдыха Сталина. Отметка 34 метра под землей.
39. Главная комната бункера — комната отдыха Сталина.
Высокий сводчатый потолок — эта комната была построена оформлена под кремлевский кабинет вождя: паркет, дубовые панели по стенам, массивный стол с зеленым сукном, настольная лампа, настенные бра и символ уюта и покоя – диван в белом чехле, как на портретах Ленина. По бокам от двери — фальшдвери — ведущие в никуда. Так уютнее.
40. Классическая зеленая лампа и телефон еще тех лет. Все более чем аутентично.
41. Санузел вождя народов не отличался роскошью.
42. Зал заседаний. Везде говорят, что здесь помещались 115 человек, но это вот крайне сомнительно.
43. Всех узнаете, кто на портретах?
44. В случае необходимости, бункер закрывался стальными гермодверями, способными выдержать нагрузку до 10 тонн на квадратный метр.
К слову, данный бункер, хоть и имел систему жизнеобеспечения на пять суток, серьезным бункером не являлся. Современные противоатомные убежища с автономностью в месяцы — намного серьезнее. Но в то время такая степень защиты и не требовалась, главное — переждать бомбежку.
45. Объект имеет три независимых ввода электроэнергии плюс собственную дизель-электростанцию. Подача воды и отвод стоков двукратно зарезервированы. Воздух может поступать также двумя отдельными путями, но если понадобится, можно полностью отключится от внешнего мира и перейти на регенерацию воздуха. Убежище может выдержать прямое попадание двухтонной бомбы. Во время его строительства атомной бомбы еще не было, но даже ядерный взрыв, если бы он произошел на некотором расстоянии, для него еще не конец. (с)
В общем и целом — объект очень интересный и обязателен к посещению!
46. Все, выбрались наружу. Мы снова в городе, посреди хаотической застройки, где перемешались и дореволюционные дома, сталинские здания, позднесоветские безликие сооружения и современные стеклянные высотки.
47. Площадь Куйбышева и оперный театр. Под этой площадью, к слову, есть еще один бункер, но вход туда закрыт.
48. День второй начался с посещения музея Самара Космическая. Здесь же стоит настоящая ракета-носитель Союз, которая изготавливается здесь же, в Самаре, на различных заводах.
49. У входа посетителей встречают растительные инопланетяне, со своей летающей тарелкой.
50. Высота ракеты вместе со зданием — почти 55 метров.
51. Музей небольшой, но интересный. Главное, что здесь выставлены реально летавшие в космос объекты!
Слева — космический аппарат «Янтарь—2К», предназначенный для получения фотоснимков земной поверхности с последующей доставкой информации в заданный полигон посадки с помощью капсул и спускаемого аппарата. Раньше не могла передавать качественные снимки по радиоканалу, приходилось получать пленки физически, с помощью спускаемых аппаратов, подобных этому.
Справа — Космический комплекс «Ресурс—Ф1» предназначен для общего и тематического картографирования, изучения природных ресурсов Земли и охраны окружающей среды. Здесь установлен спускаемый аппарат, вернувшийся с космоса.
52. Эта глазастая штука — более современный «Ресурс—Ф2» оснащен уникальной 4-х канальной фотоаппаратурой «МК—4», которая осуществляет фотографирование в четырех зонах спектра из шести возможных. Тоже летал, да, в конце 80-х, запущен был с космодрома Плесецк.
53. Смертельно! Опасно! На самом деле, конечно нет. Это для местных жителей, которые могли бы найти аппарат до вертолетов службы поиска. Было бы обидно потерять ценнейший пленки засвеченными из-за чересчур любопытного пастуха.
54. Скафандр, именно в таких сейчас летают российские (и не только) космонавты.
55. Двигатели ракеты-носителя, изготавливаемые здесь, в Самаре.
56. Можно спуститься вниз, поглядеть на макеты фантастических кораблей и просмотреть отрывки из фильмов времен начала покорения космоса. Тоже интересно.
Осмотрев экспозицию, и не забыв купить тюбик с космическим питанием, мы двинулись дальше.
57. Самара — исключительно трамвайный город. Десятки маршрутов, несколько типов вагонов, как, к примеру, эти трамвайчики. Такие бегали и у нас в Алматы.
58. Самарцы сохранили даже самый первый вагон, ходивший по линии еще при царе.
59. Еще немного прогулялись по городу, удивляясь, порой, архитектуре.
60. Снег не убирают, по моему, вообще, граждане сами протаптывают тропинки. Два минуса в Самаре — плохие дороги и большая любовь местной мэрии к сугробам 🙂
61. У нас по городу стоят верблюды, здесь же — кислотные коровы 🙂
62. Впрочем, время. Время идти на концерт.
Ария, к слову, очень порадовала, концерт был отличный!
Видео Николая Устинова.
63. Ну а мы — снова в аэропорт. Отдых закончился, пора лететь домой.
Выходные, безусловно, удались!
64. Теперь в планах — обязательно вернуться в Самару летом.