Як-28Р. Памятник разведчику.
Продолжу тему памятников. И начну тему авиации. Сотни боевых самолетов стоят на постаментах в городах СНГ. Истребители, штурмовики, перехватчики… Ветераны стареют, постепенно ржавеют, умирают. Вот только где-то отношение к ним бережное, и они действительно служат своей цели, а где-то они уже давно разграблены, исписаны и представляют собой печальное зрелище. Один из таких примеров — Як-28Р (разведчик), служащий памятником воинам-интернационалистом, погибшим в Афгане..
Этот Як установлен в городе Талдыкоргане, напротив одной из школ.
в память воинам-афганцам..
Ни время, ни близобучающиеся дети не пощадили разведчик.. Остекленение штурманской кабины разбито и забрано стальными листами. Все люки заварены. ВСЕ, что только можно было вытащить с самолеты, вырвано с корнем.
Крыло, выдерживавшее многократные пергрузки, треснуло
От кабины пилота остался только механизм педалей..
хотя когда-то она выглядела вот так
пустые мотогондолы..
и навсегда вросшее в бетон постамента переднее шасси
Разведчик разорен, заброшен, забыт.
Но такое было не всегда. Если взлянуть на историю этого самолета, то можно понять, что он был одним из самых востребованных разведывательных самолетов того времени. Сам Як-28 имел многие модификаций — перехватчик, истребитель-бомбардировщик, фронтовой бомбардировщик, постановщик помех, самолет РЭБ, а также радиационный и фронтовой разведчик. Последних было выпущено 183 машины, производились вплоть до 1970 года.
Эти самолеты участвовали в боевых действиях в Афганистане. К сожалению не точных даных, летал ли над горами Афгана наш герой, однако это не искючено. По моим данным, этот экземпляр был привезен с Николаевки, также Яки базировались в Шымкенте и Балхаше. Полк с Балхаша, как раз, и выполнял интернациональный долг..
Его братья стоят на своих постаментах или вечных стоянках музеев во многих городах бывшего Союза — в Новосибирске
в Минске
в Риге
А также в Барнауле, Новосибрске
И все, заметьте, все находятся в хорошем состоянии, в отличии от нашего…
Пройдет не так уж много лет, и этот самолет погибнет окончательно. Отвалятся проржавевшие крылья, не выдержав очередных прыгающих на нем детей, подломятся стойки шасси. И конец его ясен — разрежут на металлолом и продадут соседям. Но пока еще разведчик стоит, символизируя, в чем-то, ушедшую эпоху…
/Постскриптум из будущего Самолет разрезали на металл в конце десятых. /