Онодага — «Люди холмов». Это племя индейцев ныне проживает в канадской провинции Онтарио.

«Онондага» — так и назвали, в честь воинственного племени, эту подводную лодку в далеком 65-м канадские адмиралы.

Onondaga_boat (8).jpg

С тех прошло много лет. Сейчас субмарина все так же служит, но уже музеем на берегу великой реки. По отсекам можно пройти с аудиогидом, изучить, в каких условиях служили в те времена канадские подводники.

«Слушать в отсеках. Режим — тишина!»

2. В общем, мы продолжаем путешествовать по Канаде. Позади остались Монреаль  и Квебек, впереди — огромный полуостров Гаспе, по западной части которого, вдоль реки Святого Лаврентия, мы и движемся на северо-восток.

Onondaga_boat (1).jpg

3. Про этот самый длинный день мы еще поговорим, пока же остановимся сразу за городком Римуски, в интереснейшем месте — музее  Site historique maritime de la Pointe-au-Père. Музей состоит из трех частей — собственно, полдлодки, старинного маяка и здания музея, в котором подробно рассказывается история крушения канадского лайнера The Empress of Ireland. Тогда, в 1914-м году, корабль столкнулся с сухогрузом и затонул за 14 минут, забрав с собой 1014 душ из 1477. 

Onondaga_boat (2).jpg

4. Но времени в обрез, поэтому оставляем для посещения только субмарину. Нам сюда.

Onondaga_boat (3).jpg

5. Лодку построили в Великобритании, в самый разгар холодной войны. После 33 лет верной службы, и восьми печальных, списанных лет у забытого причала в Галифаксе, лодка бросила якорь на берегу реки.

Onondaga_boat (4).jpg

6. Все её одноклассники были порезаны на иголки, и эту старую дизелюху ждала та же участь — быть проданной за 50-60 тысяч канадских долларов. Но, внезапно, её решили отправить в музей войны в Оттаве, но потом, посчитав расходы, решили бросить где-нибудь на полпути, например в этом музее.

Onondaga_boat (5).jpg

7а. Идея музею приглянулась, и лодка была продана за 4 доллара (плюс налоги, понятно).


(с) Alcide55 / Wikipedia

С помощью буксиров субмарина прибыла в Римувски, и здесь, с четвертой (!) попытки её, наконец, затащили на подготовленное место на берегу.

7 b. Вот еще фото с Вики, датированное 8 марта 2008 года. Третья попытка была тоже неудачной, лодка сползла обратно в воду.


(с) BiGpHiL60 — Wikipedia

7. Берег реки в этом месте каменистый — по сути, одна сплошная скала. Разноцветно-полосатая и красивая, что характерно.

Onondaga_boat (7).jpg

8. Лодка получила серьезные повреждения внешнего корпуса за те месяцы, что её пытались вытащить из родной стихии.

Onondaga_boat (9).jpg

9. Винто-рулевая группа немного восстановлена.

Onondaga_boat (10).jpg

10. Ну что ж, пора и внутрь. Купив билет и получив аудиогид, изучаем предварительно схему подводного судна.

Onondaga_boat (11).jpg

11. Вперед! Заходим с заднего люка.

Onondaga_boat (12).jpg

12. И сразу же попадаем к кормовым торпедным аппаратам.

Onondaga_boat (13).jpg

13. Здесь же, в закутке, и жили торпедисты.

Onondaga_boat (14).jpg

14. Здесь пока еще просторно.

Onondaga_boat (15).jpg

15. Аппарат, выбрасывающий на поверхность какой-либо сигнал или сенсоры.

Onondaga_boat (16).jpg

16. Спасательный костюм. Предполагалось, что члены экипажа будут эвакуировать из терпящей бедствие субмарины через торпедные аппараты. Обычная практика всех флотов мира.

Onondaga_boat (17).jpg

17.  Экипаж лодки состоял из 70 человек, включая 7 офицеров. Спальных мест заметно меньше — пока ты на вахте, на твоей койке спит, зашторившись, коллега.

Onondaga_boat (18).jpg

18. Слева — генератор кислорода, справа, в этих банках, блок абсорбции. Уровень кислорода в подводном положении был всегда ниже, чем на поверхности, плюс постоянно воняло солярой — вспоминают подводники.

Onondaga_boat (19).jpg

19. Переходим в следующий отсек. С непривычки, прыгать через эти люки, довольно неудобно.

Onondaga_boat (20).jpg

20. Пункт управления электрикой всех машин.

Onondaga_boat (21).jpg

21. Отмечают, что Онондага прошла за свою карьеру более полумиллиона морских миль, причем половину этой дистанции под водой. Что ж, для дизельной подлодки — это немалое расстояние.

Onondaga_boat (22).jpg

22. С дружескими визитами лодка отметилась в 53 портах 12 разных стран.

Onondaga_boat (23).jpg

23. В случае задымления предусмотрены специальные противогазы.

Onondaga_boat (24).jpg

24. «Колокола громкого боя» выглядят примерно так.

Onondaga_boat (25).jpg

25. Sortie — выход. Мы в  провинции Квебек, напомню.

Onondaga_boat (26).jpg

26. Мы у самого сердца лодки — дизельный отсек. Здесь установлены британские дизеля 16V-ASR мощностью 3000 л/с каждый. Уровнем ниже стоят батареи и электродвигатели, которые и приводили в действие гребные валы.

Onondaga_boat (27).jpg

27. В 1997-м, при одном из трех капремонтов субмарины, корпус лодки разрезали и двигатели полностью меняли.

Onondaga_boat (28).jpg

28. Двигатели HMCS Onondaga позволили ей погрузиться на максимальную глубину 170 метров со скоростью 17,5 узлов (32,4 км/ч ) и перемещаться по поверхности на 12 узлов ( 22 км/ч ). Когда подводная лодка погружалась на максимальной скорости, срок службы батареи составлял всего 30 минут.

Onondaga_boat (29).jpg

29. В обычном режиме работы, то есть при ходе со скоростью 12 узлов на поверхности, диапазон действия подводной лодки составлял 8000 морских миль.

Onondaga_boat (30).jpg

30. Большая часть своей жизни Онондага провела в Атлантике , где она участвовала в нескольких операциях под эгидой НАТО.

Onondaga_boat (31).jpg

31. Во время холодной войны многие канадские корабли участвовали в совместных морских учениях с кораблями других стран НАТО. В основном, это была отработка военных действий,  таких как уничтожение вражеской цели без обнаружения надводными кораблями.

Onondaga_boat (32).jpg

32. Пульт управления двигателями.

Onondaga_boat (33).jpg

33. Мы в следующем отсеке — Центральный пост, он же отсек управления. Именно отсюда командный состав управляет всей субмариной.

Onondaga_boat (34).jpg

34. Даже здесь тесно, что говорить про другие отсеки! И этот дежурный красный свет, постоянно держащий в напряжении дежурную вахту. И постоянный шум приборов — посмотрите видео ниже.

Onondaga_boat (35).jpg

35. Как я понимаю, именно здесь и сидит рулевой. Никогда не предполагал, что у подводных лодок бывает самый обыкновенный руль, он же штурвал.

Onondaga_boat (36).jpg

36. Прямо над нами — рубка, куда уходят 7 убирающихся мачт — радары, антенны, шноркели и два перископа. Перископная глубина — до 18 метров.

Onondaga_boat (37).jpg

37. Никаких декор-панелей, все наружу. Полное ощущение, что мы находимся внутри какого-то огромного единого живого механизма. Своеобразное ощущение.

Onondaga_boat (38).jpg

38. Здесь много интересных, но совершенно непонятных для меня приборов и аппаратов. Возможно, это сонар.

Onondaga_boat (40).jpg

39. Я не знаю что, а момент с аудиогида пропустил. Но выглядит просто отлично! Возможно, аппаратура акустиков.

Onondaga_boat (41).jpg

40. Рабочие места членов экипажа.

Onondaga_boat (42).jpg

41. Несмотря на то, что в год лодку посещают более 100 000 человек, в этот раз народу было немного, что радовало. Расходиться здесь сложно.

Onondaga_boat (43).jpg

42. Идем дальше, в жилой отсек.

Onondaga_boat (44).jpg

43. Вот в таких «комнатках» спали, и проводили свой досуг в свободные часы матросы.

Onondaga_boat (45).jpg

44. Камбуз, где трудились два кока, сменяя друг друга. В меню на сегодня:

  • Clam Chowder — суп из морепродуктов.
  • Fish’n chips — рыба в кляре и картофель фри.
  • Tarte aux pommes — яблочный пирог

В общем, без разносолов, но голодным не останешься.

Onondaga_boat (46).jpg

45. А в этом уголке жили офицеры. Здесь же, похоже, и кают-компания.

Onondaga_boat (47).jpg

46. Каждому полагается по ящичку для хранения личных вещей. Собственной каютой мог похвастаться только командир.

Onondaga_boat (48).jpg

47. Шторкой задернулся — и ты в домике. Да, с комфортом на небольших подводных лодках — просто беда, места просто нет. Здесь, кстати, жила основная часть из десяти торпедистов, БЧ-3.

Onondaga_boat (49).jpg

48. А вот и носовой торпедный отсек, самое просторное место во всей субмарине, при условии недогруза торпед. Здесь даже дышится легче.

Onondaga_boat (50).jpg

49. Вначале субмарина была вооружена американскими  торпедами Mark -37, разработанными после войны. Длина торпеды — 4 метра, диаметр — 483 мм.

Onondaga_boat (51).jpg

50. Но в ходе перевооружения, здесь прижились более новые торпеды, Mark-48, длиной 5,8 метра и диаметром 533 мм. Для экипажа эти торпеды стали серьезной проблемой, так как механизации для заряжения новых торпед в аппараты не была предусмотрена, а вес каждой превышал полторы тонны. Перезаряжать аппараты приходилось буквально руками.

Onondaga_boat (55).jpg

51. Всего носу смонтированы 6 торпедных аппаратов.

Onondaga_boat (52).jpg

52. Насколько я знаю, все члены экипажа, в обязательном порядке, должны пройти обучение по аварийному покиданию субмарины в затопленном состоянии. То есть, нужно одеть костюм, залезть в эту узкую трубу, которую сначала задраят, а потом запустят воду. После чего, работая локтями и коленями, выплыть сначала в море, а потом и на поверхность.

Onondaga_boat (53).jpg

53. Тяжело быть подводником!

Onondaga_boat (54).jpg

54. Все, через носовой люк мы покидаем лодку. Снова свежий воздух, как хорошо!

Onondaga_boat (56).jpg

55. А теперь весь этот путь можно пройти и на видео, за несколько минут.

56. Итак, резюмируя. Будете в тех краях — не вздумайте проехать мимо. Здесь на самом деле интересно!

Onondaga_boat (6).jpg

Вся канадская серия:

1. День в Монреале
2. Квебек — французская Канада
3. Квебек. Водопад Монморанси и базилика Святой Анны
4. Подводная лодка Onondaga
5. На север, вдоль реки Святого Лаврентия
6. Скала Персе и олуши на птичьем базаре.
7. Национальный парк Форильон.
8. Киты Тадуссака
9. Горнолыжный Тремблан
10. Ниагарская подкова
11. Торонто и озеро Онтарио.