Ворота в Ад. «The Gateway to Hell».
Именно так звучит неофициальное имя Центра транзитных перевозок ВВС США, что базируется в аэропорту Манас.

С декабря 2001 г. аэропорт Бишкека используется НАТО как военная база, где в разное время базировались истребители, транспортники, а также топливозаправщики из разных стран.

f1912f55-eba3-41ac-855e-c2e59d65b12e.JPG

В рамках операции «Несокрушимая свобода», здесь базировались истребители F-15Es USAF и F-18s Корпуса Морской Пехоты. Французские истребители Dassault Mirage 2000D и австралийские заправщики B707. Норвежцы отметились грузовыми C-130. Европейцы пришли в Бишкек с 18-ю истребителями F-16s — из Голландии, Норвегии и Дании. Испанцы подогнали парочку Геркулесов и несколько спасательных вертолетов «Superpuma». Такой вот разноязыкий зоопарк можно было наблюдать в то время в данном аэропорту. Боевая авиация базировалась в Манасе вплоть до 2005 г. Кстати, сейчас уже и забылось, что в то время американцы базировались и в Узбекистане — аэродроме Карши-Ханабад.

С 2005 г. главной задачей базы стало обеспечение воздушных перевозок пассажиров и грузов в Афганистан и из него (грузовики C-17) и топливозаправка (топливозаправщики KC-135) в небе над Афганистаном.

В 2014 году авиабаза должна закрыться. Манас вновь станет свободным, гражданским аэропортом. Уже началась переброска подразделений в новый дом для Центра транзитных перевозок — черноморскую авиабазу им. Михаила Когальницеану в Румыниии.

Присутствие американцев в Манасе запомнилось убийством водителя-гражданина Кыргызстана, катастрофой топливозаправщика, а также удивительным спасением «раненой» кыргызской Тушки (Ту-154) после столкновения с KC-135, обо всем этом вспомним ниже. Пока предлагаю посмотреть, чем живет аэропорт в последние дни американского хозяйствования.


2. В Бишкек из Алматы летает авиакомпания Air Astana на эйрбасах-319/320 и Эмбраерах-190.

42458bd8-6a2b-4cc9-8b7a-2b47ee833182.JPG

3. Полет туда — минут 35, обратно же — еще быстрее.

Embraer_ERJ-190_P4-KCG_Air_Astana_17_ALA.JPG

4. Сейчас в порту базируются только Стратотанкеры и транспортники. И те и другие летают в режиме нон-стоп круглые сутки — по-видимому, свободу все еще пытаются сокрушить. Вот, к примеру, после задания приземляется KC-135R, бортовой номер 10323. Борт приписан к 319-му авиакрылу авиабазы Grand Forks Air Force Base, в Северной Дакоте.

KC-135R_Stratotanker_10323_US_AIR_FORCE_1_BIS_for.JPG

5. Этот борт 80035 заводят в стойло также после задания. 22-е топливозаправочное авиакрыло, McConnell Air Force Base, Канзас. Что странно — на киле эмблема авиабазы Fairchild в штате Вашингтон. Также был замечен в Великобритании, на сервисе.

KC-135R_Stratotanker_80035_US_AIR_FORCE_1_FRU_for4400.JPG

Для общего понимания, авиапарк топливозаправщиков в ВВС США весьма велик. В настоящее время на вооружении ВВС США имеется 414 самолетов KC-135 (ВВС – 167, ВВС Национальной гвардии – 180, резерв ВВС – 67). Все эти самолеты имеют почтенный возраст, были произведены в период с 1954 по 1965 г., после чего неоднократно модернизировались. В ближайшее время начнется очередная модернизация с заменой двигателей. А для примера, первые модификации стратотанкеров выглядели вот так.

3112965873_62ff986636_z.JPG
(с) фото 2008 г.

6. Этот же борт, но уже с новыми движками. год 2013. Ночью готовится к вылету 80084

KC-135R_Stratotanker_80084_US_AIR_FORCE_1_FRA.JPG

7. (58)0063. Борт-модель, можно сказать. Выставлялся на авиашоу в Теннесси и Австралии. 157 ARW, Национальная Гвардия, Нью-Гэмпшир. Самолету, напомню, 56 лет.

KC-135R_Stratotanker_0063_US_AIR_FORCE_2_FRU_for.JPG

8. Борт 62-3547 имеет имя собственное — «Rose of York»
157th Air Refueling Wing of the New Hampshire. Air National Guard.

KC-135R_Stratotanker_3547_US_AIR_FORCE_1_FRU_for2.JPG

10. А вот так это выглядит со стороны (с) Master Sgt. Rob Wieland

800px-Refueling_A-10s.JPG

На базе замечено около 15 подобных бортов, смысла показывать все нет.
3 мая 2013 г. один из Стратотанкеров, б/н 63-8877, потерпел крушение спустя 8 минут после взлета. Три члена экипажа погибли. На видео можно увидеть последние секунды жизни борта и экипажа.

Внятных причин катастрофы озвучено пока не было.

11. В 2006 г., 26-го сентября, также произошло авиапроисшествие с участием другого Стратотанкера, который был после списан. Вкратце — заправщик не полностью ушел с полосы, и остановился на рулежке, оставив хвост на ВПП. В этот момент по команде диспетчера Ту-154М Авиалиний Кыргызстана, р/н EX-85718, начал разбег. Не увидев в темноте американца, тушка снесла часть правого крыла, после чего продолжила взлет и, благодаря мастерству экипажа, смогла сразу же приземлиться. Подробнее здесь и здесь. Здесь можно увидеть отчет американской Комиссии по расследованию аварии, виноват остался диспетчер и частично экипаж KC-135. В чистом итоге — все живы, капитан Ту-154 — несомненно герой и крутейший профи. Стратотанкер сгорел к чертям, тушку же восстановили во Внуково, летает и дальше, встретил вот ее в Манасе 22.10.2013.

Tu-154_EX-85718_Kyrgyzstan_Airlines_1_FRU.JPG

12. Идем далее. Транспортная авиация. Говорят, Геркулесы там водятся, но не встречал. В количестве летают Боинги С-17 Глоубмастер III. Приписан к 62d Airlift Wing, авиабаза McChord, штат Вашингтон.

C-17_60003_US_AIR_FORCE_1_FRU_for_.JPG

13. Его собрат, кстати, как-то залетал к нам в Алматы. 7188. Борт весьма известен, обычно он сопровождает Обаму, возит за ним личный вертолет Sikorsky VH-60N Presidential Hawk. Это вам не джипы на Иле возить. Цель визита к нам — забирал джи-ай с совместных учений. В момент написания поста находится в Ванкувере 🙂

Globemaster_7188_US_AirForce_2_ALA_for.JPG

14. Ну и гигант — Lockheed C-5M Galaxy, 50007. На его фоне KC крохой кажется. Борт 87-го года, также после модернизации. Наш аналог — Руслан, чуть выигрывает по грузоподъемности.

KC-135R_Stratotanker_80035_US_AIR_FORCE_3_FRU.JPG

15. В Манасе, кстати, можно зачастую увидеть вполне себе гражданские самолеты, работающие на армию США. Вот, к примеру, Боинг-777 американской чартерной авиакомпании Omni Air International.

B-777_N918AX_Omni_Air_1_FRU_4400.JPG

16.
Жизнь начнётся без авралов,
«Сундуков» и генералов,
Демобилизация.

Ну, или просто отпуск.

B-777_N918AX_Omni_Air_3_FRU.JPG

Один вот из таких «бравых» американских парней, вероятно после принятия неких веществ, хладнокровно расстрелял простого водителя топливозаправщика Александра Иванова. Просто так. Закари, мать его, Хэтфилд, был сразу же отправлен в штаты, где и был признан совершенно невиновным. Очень надеюсь, этого Закари скоро таки прибьют какие-нибудь моджахеды, если он еще жив. Власти Кыргызстана, конечно же, промолчали и все забылось.
Спустя восемь лет американцев таки вышвыривают из Манаса, и я очень надеюсь, что у нас под боком больше не будет похожей военной базы. И уж тем более не надо нам такого «счастья» в Казахстане.

17. Тем временем, аэропорт работает и по приему-отправке гражданских бортов. Вот Боинг-737, EX-37010, авиакомпании Aviatraffic. Кстати, тоже летают к нам в Алматы.

B-737_EX-37010_Aviatraffic_1_FRU_for4400.JPG

18. Его собрат,

B-737_EX-37012_Aviatraffic_2_FRU_43D043E0432044B0439044004300437043C043504400.JPG

18. Авиакомпания Кыргызстан, один из трех Боингов-737.

B-737_EX-37501_Kyrgyzstan_1_FRU_for.JPG

19. на взлете

B-737_EX-37501_Kyrgyzstan_3_FRU_43D043E0432044B0439044004300437043C043504400.JPG

20. A-320, EX-32002, Air Bishkek.
В прошлом компания именовалась «Kyrgyz Airways», но в 2011 году была вынуждена сменить название, поскольку в Кыргызстане существует компания с похожим названием, но на кириллице — «Кыргыз Эйрвэйс»

A-320_EX-32002_Air_Bishkek_1_FRU.JPG

21. Еще похожее название — Sky Bishkek. Boeing-737, EX-37001. Летают в Ош и Баткен.

B-737_EX-37001_Sky_Bishkek_1_FRU_43D043E0432044B0439044004300437043C043504400.JPG

22. Этот очень грустный Боинг-737-219 стоит в дальнем углу аэропорта. Нет ни ливреи, ни полетов. Ранее принадлежал арабской авиакомпании AVE, а изначально летал в цветах Новой Зеландии. Борт многое повидал на этом свете — на крыле с 1978 года. Хотя, глядишь — и обретет вторую молодость, получит яркую ливрею и будет летать также в Ош и Баткен. И только двигатели будут удивлять редких любителей авиации.

B-737_A6-PHF_AVE_1_FRU_43D043E0432044B0439044004300437043C043504400.JPG

23. Огурец S7 — A-320, VQ-BDE. Летает в Бишкек из Новосибирска.

A-320_VQ-BDE_S7_3_FRU_for_.JPG

24. Яркий грузовик RUS Aviation — старый добрый Airbus A300B4. А в 90-е вовсю возил пассажиров по Америке, в American Airlines.

A-300_A6-JIL_Rus_Aviation_6_FRU_43D043E0432044B0439044004300437043C043504400.JPG

25 Или вот интересный борт — Challenger 604, N87, Федеральное управление гражданской авиации США. Все всерьез. Организация занимается регулированием гражданской авиации для обеспечения безопасности на территории США. Слегка промахнулись 🙂

Challenger_604_N87_Federal_Aviation_Administration_1_FRU.JPG

26. Ну и наш Эмбраер уже прилетел за нами. P4-KCG, Air Astana

Embraer_ERJ-190_P4-KCG_Air_Astana_13_FRU_for.JPG

27. Все таки не должны супостаты базироваться в мирном гражданском аэропорту, мое мнение.

JW3A7602_for4400.JPG

28. Рулим на полосу, пропускаем еще одного.

Embraer_ERJ-190_P4-KCG_Air_Astana_15_FRU4400.JPG

29. Все. Летим домой!

Embraer_ERJ-190_P4-KCG_Air_Astana_18_ALA_for.JPG