Петроглифы Танбалы
Продолжаем выезжать из города по выходным.
Сегодня по плану — посещение уникального и древнего памятника наскального искусства Семиречья — петроглифы в урочище Танбалы.
Наскальные рисунки входят в список всемирного наследия фонда ЮНЕСКО, а это многое значит!
2. Итак, утро, стартуем с Алматы. Вначале путь наше ведет по Ташкентской трассе, первые 90 километров дорога даже хорошая. После поворота на Копу дорога значительно ухудшается, но еще более-менее.
3. А вот после Копы начинается просто отвратительная трасса. Асфальт эпизодически исчезает целыми кусками. Гораздо безопаснее объезжать по обочине. К слову сказать, такая дорога типична для многих достопримечательностей в Казахстане. Туризм у нас прекрасно развивается на бумаге и в красивых речах чиновников, но никак не на деле.
4. Проезжаем крохотный аул Карабастау с несколькими бедными домишками и огромной усадьбой местного бая. Или акима (главы администрации), что, зачастую, одно и то же. Коней здесь, похоже, больше чем жителей.
5. Но вот, наконец, и приехали, на одометре 160 км от Алматы. Мы на месте. Огороженная площадка, здесь живет администрация.
6. В одной из юрт — касса и сувенирный магазинчик. Что ж, аутентично. Стоимость билета невысока — 400 тг., но для иностранцев значительно дороже. Охранник, он же кассир, долго и подозрительно изучал нас, но потом все же согласился, что местные мы.
7. К слову об иностранцах — они были, да, на таком вот отличном дальнобойном внедорожнике приехала пожилая пара европейцев. На этом туристы, несмотря на выходной день, закончились.
8. За ворота — только пешком. Правда на дороге заметны следы джипов, на что охранник махнул рукой — агашки приезжали, как им запретишь. Действительно, согласились мы, у нас так. Мы, естественно, пошли пешком, и здоровью полезнее, да и приятно очень прогуляться. Тем более встречу нам обещали тёплую 🙂
9. Впрочем, за весь день так мы никого и не встретили. Наверное, к счастью.
10. Первая развилка. Прямо — петроглифы, направо — древние захоронения.
11. Да-да, древние захоронения, да под серьезной охраной. Такс Мартин шутки не шутит.
12. Древние некрополи-могильники Тамгалы — каменные ящики-цисты среднего и позднего бронзового века. Вообще, вся эта территория не являлась жилой зоной. Здесь хоронили умерших, проводили религиозные обряды, церемонии.
13. Территория захоронения древних людей (вождей? шаманов?) огорожена булыжниками. Кстати, петроголифы «Танбалы» были открыты в 1957 года, экспедицией АН Казахской ССР. То есть изучают эту местность уже почти 60 лет.
14. Поднимаемся на холм, к четвертой группе петроглифов. К слову, сейчас мы бродим по горам, пускай и очень низеньким. Это Анархайские горы.
15. Дадим слово Ергазы К.Е. — кандидату исторических наук, изучавшему исторические гравюры:
Ядром комплекса во все времене являлся каньон, на скалах которого в пяти пунктах сохранилось 3000 петроглифов. На предгорной равнине к северу от ущелья расположен древней некрополь-могильники Тамгалы І и ІІ, среди которых выделяется «курган с усами» — загадочное сооружение, назначение которого могло быть связано с проведением календарно-астрономических наблюдений.
16. Маршруты помечены стрелочками. Нам туда, вниз.
17. И вот они, древние наскальные рисунки.
18. Слева можно увидеть большое солнцеликое божество. Снова слово специалисту:
По констатации археолога А. Г. Максимовой, открывшей петроглифы, можно определенно отметить три крупные хронологические эпохи петроглифов Танбалы — эпохи бронзы, петроглифы эпохи ранних кочевников и петроглифы тюркского времени. «Имеющийся археологический материал позволяет судить о том, что в эпоху бронзы получили развитие культы Солнца и Плодородия, причем солярный культ в гравюрах отражен наиболее масштабно и полно» Вероятно, в эпоху бронзы Солнце было верховным божеством. В Танбалы более двадцати изображений солнцеголовых божеств.»
19. По крутой тропинке спускаемся в ущелье, к роднику.
20. Гора поделена на террасы, на каждой из которых можно найти десятки рисунков.
21. Некоторые изображения настолько велики, что читаются только издали. Видите оленя?
22. А вот и само ущелье, поросшее кустарником и камышом. Внизу можно найти нитку ручья с солоноватой водой. На той стороне, на скальном массиве, пятая группа рисунков.
23. Здесь я затрудняюсь определить, что за животные изображены.
24. Здесь хорошо заметны козлы, архары, лошади, можно найти сайгаков, и оленей, верблюдов и быков.
25. А здесь, на каменном «загаре», различимы уже более поздние, тюркские рисунки
26.
Эти лошади весьма стройные, высокие и коренастые, низкорослые т.е. в архаичные времена лошадей использовали как транспорт и во время защиты от внешних сил. Танбалинские саки весьма эстетично изображают оленя, где рога символизуют растительный орнамент. — Ергазы К. Е.
27. На многих гранях скал петроглифы различаются не сразу, нужно приглядываться
28. Некоторые рисунки расположена достаточно высоко, подлезть к ним сложновато.
29. Взгляд на четвертую группу со стороны
30. Навигация в урочище реализована просто, но со вкусом.
31. Пятая группа — Эпоха бронзы, ранний железный век, средние века. Радует, что здесь установлены (и не сломаны вандалами) таблички на трех языках, с подробной информацией об объекте.
32. В этой группе насчитывается более 1000 наскальных рисунков.
33. К эпохе бронзы (XIV-XIII век до нашей эры) относятся несколько крупных композиций с изображениями животных (быки с линиями на теле,лошади, кабан и другие).
34. Справа заметна тамга древнетюркской эпохи, а по центру — волк (вероятно)
35. В ущелье можно найти несколько разбросанных по территории беседок . Безусловно, очень полезные постройки, можно отдохнуть в теньке.
36. Вообще, природа на вершинах холмов и внизу, у ручья, кардинально отличается. Здесь заросли травы, жужжащие насекомые и, уверен, обещанные в начале змеи.
37. Но красиво, что там говорить.
38. Мы — здесь, на пункте V.
39. Местами по ущелью сложновато пройти без мачете — заросло качественно.
40. Не знаю как доисторические кабаны, но современные, по-моему, здесь пробегали.
41. Если не обращать внимание на табличку, легко пройти мимо скалы с третьей группой петроглифов. Эх, нам бы толкового гида сюда.
42. Полезли к следующим рисункам. Здесь тоже интересно.С любой грани камня на вас глядит дыхание истории.
43. Немало здесь было и современных надписей, руки бы поотрывать «художникам». Волонтеры стараются их зачищать, не повредив оригиналы.
44. Вот вы, к примеру, человек бронзового века. Вчера вы отлично поохотились на коз, и у вас просто чешутся руки рассказать потомкам об этом. Что вы делаете? Конечно, берете в руки бронзовое долбило, сообщаете женам, чтобы к ужину не ждали, и вперед — к месту силы. Через неделю-другую козочки заиграют гранями, на радость любопытным потомкам.
45. Историческая справка.
Во втором тыс. до н.э. в бронзовом веке — горы заселили ираноязычные арийские племена. В конце второго тыс. до н. э. (конец бронзового века) здесь появляются и оседают на тысячу лет родственные ариям саки. Во второй половине первого тыс. до н. э. в Семиречье (Жетысу) мигрировали тюркоязычные усуни. В первое и второе тысячелетия нашей эры регион подвергался миграционным волнам других тюркских, а также монгольских племен.
Так вот, все эти ребята, в обязательном порядке отмечались здесь. Кто-то набивал зверюшек, кто-то тамгу, а кто-то, из тенгриан — солнцеликих божеств.
46. Хочется залезть наверх, там тоже чей-то хвост из-за камня набитый виднеется, но нельзя.
47. Киньте в меня камнем, если это не верблюд!
48. А вот этот ветвисторогий олень просто покорил мое сердце. Даже удивительно, что такие зверюшки у нас бродили совсем недавно, пару-тройку тысячелетий назад. Не правда ли, красавец?
49. Хорошие кони, вещь в себе. А слева — так вообще единорог.
50. Повторюсь, петроглифов здесь — тысячи, все показать в рамках одного репортажа — сложновато. Поэтому кому интересно — вперед, все достижимо. Ну а мы выходим из ущелья в степь.
51. Курс на юрты.
52. По хорошему, нужен толковый гид, чтобы рассказал подробно, что нарисовано, кем и почему. Но даже и самому побродить здесь интересно, в буквальном смысле — прикоснуться рукой к истории. А мы отправляемся в обратный путь.
53. Перекусить можно как в самом урочище, так и возле юрт, там установлены беседки. Но разжигать костер там нельзя, поэтому стоит уехать обратно, за Копу, и найти замечательное озерцо с чудесными видами на хребет Жетижол.
54. На этой закатной ноте можно и попрощаться. Путешествие выходного дня удалось как нельзя лучше. Оставайтесь с нами, вокруг Алматы много интересных мест!
Для более полного погружения в тему петроглифов рекомендую ознакомиться с трудом уважаемого Ергазы К.Е, кандидата исторических наук. Некоторые цитаты взяты по данной ссылке. Да, и еще — не стоит путать две разных точки на карте — Тамгалы Тас, что на Или, и Танбалы, здесь и речки-то никакой нет. Но наскальных рисунков здесь намного больше.
55. Да и напоследок. Что ж за животное набил древний автор? Неужели таки это антилопа Гну?