Поговорим о Челленджерах?
Многие сразу вспомнят о печально известном космическом челноке.
Для других Челленджер — это культовый автомобиль, Dodge Challenger.
Поклонники WoT тут же вспомнят британский танк Mk.VIII «Челленджер».
Ну а для любителей авиации Челленджер — это одна из популярных линеек самолетов бизнес-авиации компании Bombardier. В любом крупном аэропорту мира несложно увидеть эти небольшие реактивные самолеты. Даже в аэропорту Алматы почти всегда стоят эти бизнес-джеты, готовые по первому приказу больших боссов подняться в небо.

Challenger_605_A6-AAG_Gulf_Wings_2_ALA.JPG

Далее мы обязательно раскроем тему самолетов серии CRJ, как близких родственников Челленджеров.
Но основной герой репортажа — Canadair CL-600-2B16 Challenger 605. Добро пожаловать на борт?

2. Этот самолет принадлежит авиакомпании Gulf Wings, порт приписки — Дубаи.

Challenger_605_A6-AAG_Gulf_Wings_1_ALA.JPG

3. Экипаж — два пилота, один бортпроводник.

Challenger_605_A6-AAG_Gulf_Wings_4_ALA.JPG

4. Салон на 11 мест.

Challenger_605_A6-AAG_Gulf_Wings_5-2_ALA.JPG

5. Борт встал на крыло в 2007 г., с тех пор поменял уже двух хозяев.

Challenger_605_A6-AAG_Gulf_Wings_6-2_ALA.JPG

6. К нам прилетел из ОАЭ, по делам, как и положено серьезному бизнес-джету.

Challenger_605_A6-AAG_Gulf_Wings_3_ALA.JPG

7. Примерно так и летают сильные мира сего. Далее небольшой обзор Челенджеров, встреченных мною в разных уголках мира.
604-я серия, Empire Aviation

Challenger_604_A6-MBH_Empire_Aviation_4_ALA.JPG

8. Младший брат семейства — Bombardier Challenger 300, принадлежит турецкой судоходной компании Palmali Group.

Challenger-300_TC-SCR_Socar_1_ALA_4400.JPG

9. Канадский 604-й, Skyservice Business, аэропорт Сен-Мартен

Challenger_604_C-FGFG_Skyservice_Business_Aviation_1_SXM.JPG

10. Борт швейцарской авиакомпании Nomad Aviation

Bombardier_Challenger_604_HB-JGR_Nomad_Aviation_ALA.JPG

11. Обычно бизнес-джеты имеют неприметные ливреи, без ярких логотипов и кричащих цветов. Этот борт в серебристо-черной окраске — скорее исключение из правил. Challenger-604, принадлежит американской корпорации Wells Fargo Bank Northwest Na Trustee, Солт Лейк Сити.

Challenger_604_N360PL_Private_3_ALA.JPG

12. А этот самолет сейчас скучает без работы и двигателей в одном из уголков алматинского аэропорта.

Challenger_604_P4-BTA_Private_1_ALA_for.JPG

13. Вот весьма интересный самолет — летающая неотложка из Швейцарии, Swiss Air-Ambulance, замечен в Цюрихе. Здесь швейцарский крест как никогда в тему.

Challenger-604_HB-JRB_Rega-Swiss_Air_Ambulance_1_ZRH.JPG

13a. Ну и на самом деле редкий борт! Федеральное управление гражданской авиации США, один номер чего стоит — N87! Не спрашивайте меня, что он делал в Бишкеке этой осенью.

Challenger_604_N87_Federal_Aviation_Administration_1_FRU_for.JPG

14. Переходим к 605-й серии. Отличия от предыдущей — минимальны! Самолёт отличается от предыдущих вариантов б́ольшим размером окон. Также обновлена радиоэлектронная система в кабине пилотов. На снимке — борт британской компании Rizon Jet

Challenger-605_A7-RZA_Rizon_Jet_2_ALA.JPG

15. 605-й австрийского отделения Vista Jet

Challenger-605_OE-INE_VistaJet_1_ALA.JPG

16. и его собрат из Вены — International Jet Management

Challenger-605_OE-ISU_International_Jet_Management_2.JPG

17. P4-SAT, Columux Aviation Kazakhstan

Challenger-605_P4-SAT_Air_Pilatus_10_ALA.JPG

18. Переходим к более серьезным самолетам. 850-я серия. Тот же Columux KZ. P4-AST.

Challenger_850_P4-AST_Private_1_ALA.JPG

19. Его собрат в той же ливрее UP-C8505

Challenger_850_UP-C8505_Comlux_2_ALA.JPG

20. Полное имя — Canadair CL-600-2B19 Challenger 850. Бизнес-джет, построенный на базе обычного пассажирского CRJ-200. Нерадивые казахстанские журналисты любят называть СКАТовские CRJ-200 именно Челленджерами, но это не совсем так. Хотя на моей памяти один борт таки официально сменил тип с одного на другой.
Флот казахстанской авиакомпании Хозу-Авиа укомплектован как раз такими 850-ми. UP-C8501, снят в Астане.

Bombardier_CL-600_Challenger_850_UP-C8501_Khozu-Avia_2_TSE.JPG

21. Борт с номером UP-C8502

Bombardier_CL-600_Challenger_850_UP-C8502_Khozu-Avia_8_ALA.JPG

22. Ну и третий их брат-близнец, UP-C8503

Bombardier_CL-600_Challenger_850_UP-C8503_Khozu-Avia_3.JPG

23. Ну и для полноты картины нельзя не упомянуть пассажирские самолеты серии CRJ. На сотой серии у нас в Казахстане летает авиакомпания 7sky, бывший Сапсан. Пассажировместимость — 50 человек.

CRJ-100_UP-CJ009_7sky_1_ALA.JPG

26. CRJ-200 — те же 50 мест, но уже модернизированная модель, с более экономичными двигателями. Основа регионального флота авиакомпании СКАТ.

CRJ-200LR_UP-CJ003_SCAT_7_ALA.JPG

27.

CRJ-200LR_UP-CJ005_SCAT_5_ALA.JPG

28.

CRJ-200_UP-CJ008_SCAT_3_ALA.JPG

29. Из Казани на такой же машинке к нам прилетал Ак Барс Аэро

CRJ-200_VQ-BOL_Ak_Bars_Aero_1_ALA.JPG

30. В Барселоне я встречал местного регионального перевозчика Iberia Regional Air Nostrum, также на двухсотке

CRJ-200ER_EC-INF_Air_Nostrum_Iberia_Regional_1_BCN.JPG

31. а в Цюрихе — словенскую ADRIA Airways

CRJ-200LR_S5-AAE_Adria_Airways_3_ZRH.JPG

32. Следующая ступенька — CRJ-700, Следим за названием модели — самолет способен перевозить уже 68 пассажиров. В Казахстане, в интересах авиакомпании СКАТ, активно летает этот UP-CL001, Euro-Asia Air.

CRJ-700_UP-CL001_Euro-Asia_6.JPG

33. Во Франкфурте мне встретился вот этот CRJ-701ER авиакомпании Lufthansa Regional. Уже 70 пассажиров, увеличенная дальность.

CRJ-701_D-ACPE_Lufthansa_Regional_1_FRA.JPG

34. Поднимаемся выше — 900-я серия, рассчитаная на перевозку 88 пассажиров. У нас таких бортов замечено не было, зато они активно летают в Европе. К примеру, в Неаполе — целое гнездо девятисоток итальянского лоукостера AirOne. Жаль, оттуда я летел на ужасной Алиталии.

Bombardier_CRJ900_EI-DVP_AirOne_NAP.JPG

35. В Германии такой самолет использует Eurowings. Летают на нем по всей Европе, этот фото снято в Стокгольме.

CRJ-900_D-ACNM_Eurowings_2_ARN.JPG

36. Ну и CRJ-900NextGen, замеченный в Амстердаме, также принадлежит упомянутой уже ADRIA.

CRJ-900NextGen_S5-AAO_Adria_1_AMS.JPG

Также в коллекции есть и фото старшего брата в семействе — CRJ-1000NextGen, Air Nostrum. Такая длинная сигарета с крылышками и крохотными движками 🙂

CRJ-1000_EC-LOX_Air_Nostrum_2_TLS_for.JPG

В общем и целом — и Челленджеры, и CRJ — хорошие, надежные самолеты. По возможности, конечно, выбирайте первые 🙂

Репортажи по этой теме:
Споттинг в аэропорту Ататюрк, Стамбул
Споттинг в Душанбе
Сен Мартен — рай авиафотографа!
4-й Официальный Споттинг в Алматы
Споттинг в Шымкенте
Франкфурт Авиационный
Аэропорт Арланда, Стокгольм
Амстердам — лучший аэропорт Европы
Аэропорт Алматы и авиакомпания СКАТ