Мы в Южном Казахстане.

Именно здесь можно в буквальном смысле прикоснуться к живой истории. К тому самому времени, когда через эти земли проходили караваны верблюдов, а тумены Джучи осаждали города.

Сегодня мы прогуляемся по забытым и исчезнувшим городам — Саруану и Отрару. Историю помните?

ЧАСТЬ I — ОТРАР

2. До Отрара (Отырара) недалеко — всего 57 километров от нашей базовой точки — Туркестана. Холм слева и был когда-то городом. Высота основного бугра от подошвы — до 18 метров. У входа виднеются ворота-новодел, можно представить, что в конце своего пути видели путники.

3. Слева, в узнаваемом стиле, строят туристический центр. Неспешно строят, стоит заметить.

4. Впрочем, средневековые туристы визит-центр не наблюдали. Перед воротами купцов и воинов ждала баня, в которой обязательно стоило омыться и отдохнуть с дороги. Баню бережно раскопали и укрыли куполом. Судя по кирпичикам, воссоздание и реставрация здесь проводилась тотально.

5. Помылись, можно и к воротам.

Расцвет Отрарского оазиса приходился на период с I до XIII века нашей эры. Это поселение является одним из самых древних на территории Средней Азии. Многочисленные документальные источники говорят о том, что в эпоху арабского владычества городище носило имя Фараб. К двенадцатому веку Отрар стал важной составной частью Шёлкового пути, где постоянно проходили ярмарки, останавливались на своем долго пути караваны.

6. В Отраре находился один из монетных дворов династии Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм.

7. Удивительно, но город был обитаем до начала XIX века!

Как отмечал известный востоковед и советский археолог Александр Бернштам: «Трудно найти в Средней Азии более выгодное и одновременно более опасное географическое положение для города».

8. В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (Место, где распивали вина. Но постойте! какие вина в мусульманском городе???), баня, мечети, лавки, магазины. Сейчас всё это хозяйство неспешно раскапывают.

9. Основная территория города-холма выглядит вот так. История и человек не пощадили постройки, не осталось вообще ничего. Впрочем, под землей здесь еще немало интересного, копать и копать!

10. Вот так выглядят фундаменты зданий.

11. По историческим данным здесь были казнены послы Чингисхана.

Из сочинения историка Рашида ад-Дина «Сборник летописей» («Джами ат-таварих»), 14 век: «Хорезмшах, не послушавшись наставлений Чингисхана и не вникнув глубоко, отдал приказ, допускающий пролитие их крови и захват их имущества. Он не понял того, что с разрешением их убийства… станет запретной жизнь. Кайр-хан… умертвил их, но он разорил целый мир и обездолил целый народ…».

В 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей: Чагатая и Угэдея. Осада продолжалась 6 месяцев, городе начался голод и недовольство. В связи с отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи. Поучительная история. Однако почитайте более подробно, там не все таки однозначно.

12. Туристическая инфраструктура — таблички на трех языках.

13. В XV веке город был отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре, в начале своего похода на Китай, умер Тамерлан. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Отметились здесь и джунгары — захватили и разрушили город в 1727 году. Ушли джунгары — вернулись жители, однако ненадолго. В начале XIX века был окончательно заброшен.

Еще больше информации — здесь. Прямо вот рекомендую к прочтению.

14. Из своеобразных глиняных кирпичиков сейчас здесь восстанавливают какие-то постройки. Поговаривали, что в пределах Отрара хотели открыть этноцентр, где, в формате средневековья, радовали бы туристов различные мастера своего дела —  гончары да кузнецы. Но — не сложилось.

15. Возможно из этих кирпичей соберут реплику медресе. Или караван-сарая, причем на родном фундаменте. Что делать, раз стены зданий не сохранились.

16. Сейчас сложно представить, что столетия назад вот на этом самом месте шумел большой азиатский город: кричали с с минаретов муэдзины, на базаре торговались купцы, шагали отряды стражи. Но всё это было.

А еще здесь явно закопаны клады. И они ждут своего часа. Так, при распашке поля в 1974 году вблизи развалин Отрара нашли клад серебренных монет и украшений. А в 2004 году при прокладке канала был найден сосуд с золотыми динарами.

17. А еще именно здесь жил и творил выдающийся ученый-энциклопедист Абу Наср аль-Фараби. В нисбе ученого (части имени) заключено еще одно название города — Фараб, которое, по мнению ученых, является синонимом Отрара.

История под ногами, не нужно даже копать. Кто знает, может с этого блюда, осколок которого на фото, едал плов и сам аль-Фараби?

18. Немного сохранилась городская стена, часть её специально вскрыли и установили навес.

19. Да, мы в шахристане. Стены здесь были серьезные — от 4 метров шириной у основания, до метра в верхней части. Впрочем, от предателей они не спасли. Как и от джунгар. А от забвения вообще ничего не спасает.

Отрар хоть и являлся главным городом в округе, но помимо него здесь были и другие населенные пункты. Около Отрара (или Фараба), располагались Бурух, Кедер, Весидж. Сейчас же вместо этих городищ и поселений, названия многих из них до нас не дошли, остались десятки оплывших руин, скрывающих в себе, архив материальной культуры прошлого. Мы же следуем дальше.

20. Следующий пунктом у нас — Мавзолей Арыстанбаба.

Первый мавзолей был построен, вероятно, в XII веке, на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Яссауи, религиозного мистика и проповедника, Арыстанбаба. Точных сведений о времени постройки нет, как и о его судьбе во время уничтожения Отрара войсками сыновей Чингисхана. В XIV веке по приказу Тамерлана на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.

21. Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.

В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны.  Это здание также разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.

Так что здание, что мы видим, чистый новодел, 50 лет от роду. Однако построен на месте могилы реального и уважаемого человека, поэтому и сейчас служит местом паломничества. Перед посещением мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи нужно поклониться Арыстанбабу, учителю и проповеднику.

Говорят, для сбычи мечт, нужно обойти мавзолей три раза. Ходят, конечно.

22. Здесь же, по соседству, расположена новая красивая мечеть, также названая в честь суфиста.

Ну а мы плавно переезжаем в следующий день и новое направление.

ЧАСТЬ II — САУРАН

23. С утра едем в Сауран.

24.Главное, что здесь сохранилось, это, конечно, крепостные стены! Поднимающиеся прямо из зеленого ковра цветущей степи, стены выглядят реальным осколком средневековья.  Безусловно, это самые эффектные и наиболее сохранившиеся средневековые руины в Казахстане. Просто удивительно, что эти, по сути, глиняные стены, простояли столько веков.

25. А вот входная группа, конечно, новодел для туристов. Возможно так и выглядел въезд в город, кто знает.

26. Зайдем внутрь. Что же представлял из себя Сауран?

Первые упоминания о городе относятся к X веку. Известный арабский географ X века Макдиси характеризовал его так: «Сауран  — большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он — пограничная крепость против гузов и кипчаков». Впоследствии о нем упоминают Ибн ал-Асир и Якут как о крупном культурном и торгово-ремесленном центре на юге Казахстана. В середине XIII в. Сауран под названием «Савран» указан в маршрутнике армянского посла Гету-ма.

27. В источниках XIV века Сауран упоминался как город, входящий в состав Ак-Орды, иногда как ее столица, а в сведениях авторов XV – XVI веков о нем говорилось в связи с борьбой казахских ханств и шайбанидов за господство в Туркестане.

Утверждают, что это единственный город, чьи стены не смогли взять монголы своими стенобитными орудиями. По другим источникам — они даже и не пытались, вопрос решился дипломатическим путем.

Даже во времена джунгарского нашествия Сауран выдержал не одну осаду. Самое интересное – здесь существовала сеть рукотворных подземных каналов, снабжающих город водой. О них чуть позже.

28. Раскопки здесь идут полным ходом. Пожалуйста, вот здесь собраны раскопанные осколки керамических изделий. Все то, что мы привыкли видеть в музеях, за стеклом и с поясняющей табличкой, здесь валяется просто под ногами, причем в большом ассортименте. И это реально удивительное зрелище!

29. Похоже, здесь раскопали чайхану, и в этом месте стоял казан и готовили средневековый плов.

30. Здесь активно работает Казреставрация — воссоздают дома и кварталы, причем объемы намного серьезнее, чем в соседнем Отраре.

31. Здесь выкопана глубокая яма, возможно что-то и нашли. Сейчас там валяются кирпичи и камень-шар. Загадка прямо.

32. При нас работы не производились, но уже можно представить, как будет выглядеть воссозданный участок Саурана.

33. Пока же город населен ящерицами и черепахами.

34. Прославился Сауран и удивительными научными изобретениями. Так, в городе была проложена уникальная сеть водоснабжения — система «кяриз». По сказаниям Уасифи, городу ее дал в почтение один из мусульманских подвижников Мир Араб. Для постройки канального трубопровода протяженностью в семь километров использовались 200 индусов-рабов.  Впоследствии система канализации росла и усложнялась. В итоге жителям Саурана удалось проложить не просто разветвленную сеть канализации, а настоящий подземный город! Общая длина водопровода составляет 120 километров. Воду в город приходилось подавать с предгорьев Каратауского хребта. Через каждые 5-7 метров выкапывались вертикальные колодцы. Строго выдерживая уровень наклона и горизонты между колодцами, под землей прорывали тоннель. В некоторых местах, пишут средневековые летописцы, тоннель был настолько обширным, что по нему с легкостью мог проехать всадник на лошади.

Существование кяризов было строго запрещено разглашать. В смотрители, как и в строители подземных тоннелей, допускались лишь избранные. Говорят, строительство одного пролета длиной 6 километров оценивалось в слиток золота величиной с овечью голову. Прорыты тоннели были до Туркестана и Сайрама (Исфиджаб), так что правители города в любое время могли покинуть его, нисколько не опасаясь за свою жизнь.  Но все же главным предназначением тоннелей было снабжение города чистой питьевой водой. Целыми сутками она мирно текла по кяризу подземной рекой от самых горных источников. Благодаря этому, город посреди знойной пустыни просуществовал вплоть до начала XIX века. (с)

35. Сауран был важной торговой точкой степного отрезка Великого Шелкового пути. Своего рода пограничный пункт между среднеазиатскими ханствами и степными племенами. В городе располагалось множество караван-сараев — мест отдыха и торговли для многочисленных купцов. Город был богат и развит. Процветали различные ремесла. Письменные источники рассказывают и о многочисленных сделках, а также о «прибытии бухарских купцов в Сауран». Торговля была настолько успешной, что пришлось открыть собственный монетный двор — в городе чеканились медные динары. А потому не удивительно, что за Сауран в свое время между казахскими и узбекскими племенами прошло немало кровавых битв. В XIII веке город стал столицей Ак Орды, а в конце XVI он перешел в Казахское ханство.

36. Здесь пытаются воссоздать что-то необычное. Очень интересно было бы изучить планы реставрации!

37. Ходить по средневековым глиняным стенам не запрещено, что меня удивляет. Впрочем, стены еще крепки!

38. Отреставрированный участок стены. Представим, что мы в XII веке.

39. Сауран был и одним из важнейших центров мусульманской культуры. Путешественники рассказывают о находившейся некогда в Сауране большой мечети и стоявшем рядом медресе. Между ними располагались массивная арка с воротами и небольшая аккуратная дорожка, выложенная булыжником.

40. Способствовали духовному развитию атмосфера старинного города, его «блаженный» воздух. «Построен он в открытой, ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким, бодрящим воздухом, который придает разуму радости и силы. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Сам город окружен высокой стеной, а вокруг него ров», — писал о Сауране в XVI веке мыслитель Рузбихан.

41.  Жил в Сауране некогда и знаменитый поэт Васифи. В своих произведениях он рассказал об уникальном медресе с двумя качающимися минаретами, которым сам немало восхищался, назвав его еще одним чудом света. «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства. К ним прикреплены цепи, а под куполом каждого пристроены бревна так, что если кто-либо силой приводит бревно в движение, цепь колеблется и тем, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет. А это одно из чудес мира».То, что соседняя башня качается, — лишь физическая иллюзия. Но по сей день не раскрыт секрет ее создания. Раскачивающиеся минареты сохранились лишь в иранском Исфахане, где посмотреть на них стекаются сотни туристов со всего мира. Но ученых к минаретам не допускают — как раз-таки с целью того, чтобы не рассекретить древнюю технологию. Ведь, чтобы понять секрет, нужно разобрать башни. И даже не столько башни, сколько их фундамент, а он составляет не менее 6 метров в глубину. Сложены кирпичи бывают в причудливый узор. Археологи считают, что именно в этой необычной кладке фундамента кроется тайна башен.
Сауранские качающиеся минареты просуществовали плоть до XIX века. Даже фотография сохранилась. На ней отчетливо видны башни… и человек, разбирающий это чудо света на кирпичи.

(с) фото из открытых источников

42. Вот так выглядит освоенная территория в центре городища. Где-то там находилась медресе.

43. Мы же продолжаем гулять вдоль стен мертвого города.

44.

45. Здесь, кстати, тоже строят свой туристический центр.

46. В этом месте стена выщерблена, не хватает несколько «зубов».

47. А здесь — частично восстановлена. Надеюсь, все стену не будут реставрировать, в этом нет никакой необходимости.

48. И поля маков вокруг.

49. Весна в Южном Казахстане!

50. Вдоль стены проходит грунтовая дорога, строители-реставраторы «наездили».

51. Как видно на фото, площадь города, как и общая длина стены, весьма немалая!

52. А вокруг — степь до горизонта!

53. Степь еще зеленая. Через неделю-другую маки войдут в силу и степь заалеет. А пройдет какой-то месяц, и эта пейзаж поменяет свой цвет на выжжено-желтый.

54. Фото на память.

55. Сауран функционировал вплоть до начала XVIII века. А после город полностью разрушился. Говорят, последний житель Саурана — был одинокий старик-мулла. Почему люди покинули город — историкам дать ответ трудно. Есть две версии: согласно первой, город пал после того, как перестал функционировать сухопутный Великий Шелковый путь. Великие географические открытия и, в частности, открытие европейцами морских путей в Индию и Китай, сделали невыгодным долгий сухопутный путь. По степи перестали идти караваны, и город запустел.

56. Большую роль в этом, считают историки, сыграло и джунгарское нашествие. Передвигаться по степи для купцов со всего мира стало крайне небезопасно. Согласно второй версии, падению города способствовало отсутствие чистой воды. Древние каналы уже не могли обеспечить растущее население в нужном объеме, и люди стали переселяться в ближайший город — Туркестан.

57. Сауран — единственное сооружение средневекового Казахстана, прекрасно сохранившее свою топографию. Археологи раскопали знаменитое медресе с качающимися минаретами, восстановили центральные улицы, стены, фундаменты зданий. А пару лет назад здесь нашли целый клад — 25 килограммов медных монет.

58. Раскопки в Сауране продолжаются по сей день. Прямо на земле лежит просто невероятное количество керамики, зачастую — с остатками глазури.

59. Сегодня археологи ищут дворец, где жил правитель, и загородную мечеть, где проводились жертвоприношения.

60. В будущем на месте города планируют открыть огромный музей под открытым небом и тем самым вдохнуть в город новую жизнь

61. Сауран оставляет намного более сильное впечатление, чем Отрар. При минимуме времени, стоит выбирать именно Сауран, крайне атмосферное место. К слову, недалеко отсюда есть «первый» Сауран, городище Каратобе. Тот самый Сауран, из записок путешественников, с семью стенами (этот Сауран уже послемонгольского периода). Туда в этот раз мы не попали, а жаль.

Поездка в древним городам выдалась очень интересной и информативной. Да, у нас нет средневековых замков и хорошо сохранившихся доисторических памятников. Но и то немногое, что осталось от Средневековья, достойно внимания и изучения.

В следующей серии — город Туркестан и, конечно же, мавзолей Ходжа Ахмет Яссауи. Ну и по пути заглянем в огромную пещеру Ак-Мечеть.

При подготовке материала большая часть текста по Саурану взята из данного материала:  За семью стенами, или какие тайны хранит древний Сауран. Большое спасибо автору Мадине Ашиловой и ресурсу Тенгри Микс.
Хранение фотографий — фото хостинг iMGSRC.RU