Семен Осипович Фридлянд был обычным советским фотографом и журналистом. Но работал он на журнал Огонек, что означало в то время интереснейшие командировки по всему СССР, от Прибалитики до Тихого океана, от Северного Ледовитого до Черного. Не так давно коллекцию фотографий Фридлянда выложил на своем сайте Денверский Университет. Стоит отдать ему должное — оцифровать более 18 000 фотографий и негативов, а затем выложить все это богатство в свободный доступ — это многого стоит. Да, коллекция совершенно не структурирована, очень много повторов планов, файлы не скомпонованы даже по пленкам, поясняющие надписи порой некорректны. Но тем не менее, это — наследие, и даже в таком виде оно представляет немалую ценность. Неясно, каким образом коллекция попала в США, но хозяева, в любом случае, большие молодцы.

Перебрав примерно половину архива, использовав все возможное ключевые слова, я собрал подборку кадров, снятых автором в различных городах Казахской, на тот момент ССР. По ним четко можно проследить, в какие наши города редакция Огонька посылала своего фотокорра. Здесь Караганда и Темиртау, Экибастуз и целинные поселки Кустанайщины, Павлодар и Алма-Ата. К сожалению, алма-атинских видов совсем немного, здесь автор больше посещал всевозможные организации, но что-то удалось найти. Причем некоторые снимки в цвете!

Fridlyand20.JPG

Итак, города и поселки Казахстана в 50-60 года. В основном, конечно, соцреализм, но встречаются и портреты, и бытовые зарисовки.

2. Сложно определить точные даты съемки. По Алма-Ате есть данные, что фотограф был в нашем городе в 1957-м году. На фото — Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Театр не поменял ни имя, ни фасад с тех пор.

Fridlyand7.JPG

3. Еще ракурс на другую пленку

Fridlyand18.JPG

4. А вот фотограф уже внутри. «Сцены из оперы Пиковая Дама»

Fridlyand47.JPG

4. На один и тот же план фотограф мог потратить 10-15 кадров, с минимальными отличиями. И после этого нам говорят, что это мы «бьем очередями», а во времена пленочные профессионалы делали по 1-2 кадра  на один объект?!

Fridlyand2.JPG

5. Улица Кирова, ныне Богенбай Батыра

Fridlyand24.JPG

6. Фотографии на сайте представлены в трех видах — два размера .jpeg, доступные для скачивания сразу, и .tiff, зачастую тяжелее 100 мб. Но здесь уже требуется регистрация.

Fridlyand1.JPG

7. Все та же улица Кирова

Fridlyand21.JPG

8. Здание Центрального телеграфа

Fridlyand23.JPG

9. С другого ракурса

Fridlyand43.JPG

10. Памятник Амангельды Иманову

Fridlyand4.JPG

11. Снова конь, но на этот раз живой. Комментарий к фото подсказывает «Алма-Ата. Рентген-кабинет для животных».

Fridlyand5.JPG

12. «В гобеленной мастерской. Работой мастерской руководит художник Н. Цивчинский». Меж тем википедия нам подсказывает, что этот фронтовик-художник,заслуженный деятель искусств Казахской ССР, прожил после этого фото еще 28 лет, оставив после себя добрую память.

Fridlyand9.JPG

13. «В ткацком отделении гобеленной мастерской»

Fridlyand42.JPG

14. А вот и одна из его работ — гобелен «Маншук»

Fridlyand3.JPG

15. «Алма-Ата. выпуск газеты в типографии»

Fridlyand12.JPG

16. «Укладка газет»

Fridlyand10.JPG

17. «В университетской читальне»

Fridlyand11.JPG

18. «Студенты балетной студии на занятиях»

Fridlyand6.JPG

19.

Fridlyand8.JPG

20. «Алма-Ата. Здание Горсовета.» Подсказывают — Абылай Хана — Гоголя, бывшее здание горисполкома Алма-Аты. Затем, — комитет народного контроля КазССР с 60-х годов и до развала Союза.

Fridlyand13.JPG

21. «Алма-Ата. В институте зоологии академии наук»

Fridlyand41.JPG

22. «Алма-Ата. В детском саду»

Fridlyand39.JPG

23. «Маленькая казашка»

Fridlyand65.JPG

Как видим, в Алма-Ату Фридлянд ехал с четкой целью — отснять конкретные учреждения образования и культуры. Для обложки репортажа снял театр и немного улицу Кирова. К сожалению, не смог найти в сети подшивку журнала Огонек за 1957 год, было бы очень интересно почитать статью об Алма-Ате. Может когда-либо и выложат оцифрованную коллекцию Огонька.

24. Идем дальше. Здесь в комментариях указано предельно ясно — «Алма-Ата и Караганда». Вероятно, таков был комментарий к пленке. Подскажите, что это за здание и где оно вообще? На фасаде, кстати, еще портрет Сталина.
UPD: Комментарий Булата — Концертный зал Шалкыма на ул. Костенко, раньше был кинотеатр Октябрь.

Fridlyand16.JPG

25. В комментариях подсказали — на тот момент — это здание МинФина республики

Fridlyand25.JPG

26. Здесь уже указан один город — «Караганда. Здание Облисполкома»

Fridlyand36.JPG

27. «Караганда. Театр.» Театр?? Кстати, судя по автомобилям, это еще довоенная пора. Забавный мобиль, кто знает, что за зверь?

Fridlyand35.JPG

28. «Караганда. Пейзаж»

Fridlyand28.JPG

29. «Караганда. Новый клуб». Надо же, клуб прямо в степи построили.

Fridlyand30.JPG

30. Жилые районы

Fridlyand37.JPG

31. «Студенты учительского института»

Fridlyand33.JPG

32. «Студентки учительского института»

Fridlyand34.JPG

33. «Спальня детского сада». все таки интересные детсады до войны строили, с высоченными окнами

Fridlyand32.JPG

34. «Караганда. Бригадиры навалоотбойщики Ф. Бущинский и Абукали Пуаров»

Fridlyand27.JPG

35. «Караганда. Казах — почетный шахтер, орден Ленина»

Fridlyand29.JPG

36. «Шахтеры». На снимке — в центре Герой Советского Союза Мамраев Мартбек (комментарий Булата)

Fridlyand31.JPG

37. «Карагандинский угольный бассейн. Вывоз угля из открытого разреза».

Fridlyand38.JPG

38. Комментарий Валерия Новикова — «Открытый угольный разрез — это не Караганда, а Экибастуз, Павлодарской области, город, где находился в заключении Солженинцын.»

Fridlyand26.JPG

39. «Палодар. Новый завод строительных материалов»

Fridlyand68.JPG

40. В Темиртау автор отметился тоже неплохо, снимки интересные. «Дворец культуры металлургов»

Fridlyand66.JPG

41. Какие интересные автобусы ходили в 50-е годы. На картинке — такой очень уютный соцреализм. Как в старых фильмах.

Fridlyand53.JPG

42. «Детские ясли в строящемся городе Темиртау»

Fridlyand54.JPG

43. «Первое сентября в новом городе Темиртау»

Fridlyand51.JPG

44. «Казахстан. Здесь будет новый город Темиртау». Год??

Fridlyand50.JPG

45. «Крупноблочное строительство города Темиртау»

Fridlyand55.JPG

46.

Fridlyand56.JPG

47. «Казахстан. Темир-Тау, Казахский Металлургический завод, комсомольско-молодежная бригада сталеваров». Некоторым сталеварам, по-моему, лет по 15.

Fridlyand48.JPG

48. «Открытый рудник в Экибастузе, товарищ Куриско.» От товарища на фото нашел только филейную часть гражданина на вагоне.

Fridlyand69.JPG

49. «Балхаш, БМЗ, Рудодробильный цех»

Fridlyand14.JPG

50. «БМЗ. Транспортер»

Fridlyand15.JPG

51. Ну и, конечно же, целина. Фридлянд объездил, наверное, всю Кустанайскую область, снимков много!
«Совхоз Урнекский Кустанайской области. Муж (комбайнер) и жена (учительница) Орловы, уборка на целине». Слушайте, это просто готовый сюжет для фильма!

Fridlyand71.JPG

52.

Fridlyand72.JPG

53. Странная цветопередача была у пленок тех лет

Fridlyand75.JPG

54.

Fridlyand60.JPG

55.

Fridlyand77.JPG

56.

Fridlyand76.JPG

57.

Fridlyand73.JPG

58. Студенты на целине.

Fridlyand74.JPG

59.

Fridlyand63.JPG

60. Красиво!

Fridlyand64.JPG

61. «На полевом стане»

Fridlyand67.JPG

62. «Кустанайская область, совхоз имени Павлова. Капитан пшеничных морей герой соцтруда Жансултан Демеев».
Между прочим — известная личность в области, первоцелинник, очень уважаемый человек. Недаром про него написали в Огоньке. Возможно, аксакал еще жив! Мой дед тоже после войны работал на подобном комбайне, только у нас, в Семиречье.

Fridlyand44.JPG

63. Целина у меня всегда ассоциировалась с бескрайней степью пшеницей. А тут, под этой же маркой, ряд снимков промышленного характера.

Fridlyand59.JPG

64. Карьер

Fridlyand61.JPG

65. Видать, бригадир приехал. Или машина журналистов.

Fridlyand58.JPG

66. А вот это — странный аппарат. Здесь вообще все как-то необычно, на этом снимке.

Fridlyand57.JPG

67.А вот село Кызылту, что под Талгаром. «Знатный бригадир овощеводческой бригады Зейнаб Чиникеева»

Fridlyand45.JPG

68. Из того же села: «Мать-героиня Кульбаби Тастанбекова»

Fridlyand46.JPG

Пока все. Возможно еще что найду по Казахстану, залежи богатые!

(с) Все права на снимки принадлежат Dalbey Photographic Collection at the University of Denver