В Цюрихе немало хороших ресторанов. Но только в одном вы сможете заказать блюдо «Ильюшин 14», и отведать его под крылом самого настоящего самолета Ил-14, с видом на огни взлетно-посадочной полосы.

0fbbf11c-fc5b-4908-9336-bc1f8e0a4edf.JPG

Ресторан Runway 34 расположен в торце ВПП 34 аэропорта Цюриха. Небольшой ангар, с широким панорамным окном с видом на огни аэропорта. В салоне самолета можно найти гостиную для курильщиков, а под крыльями расположились столики, меж которых бегают «стюардессы», обслуживая посетителей-пассажиров.
Итак, что у нас в меню?


2. Начнем с истории. В 90-х годах пилот Швейцарских Авиалиний, затем и пилот ВВС Швейцарии, Reto Seipel задумался о том, что неплохо было бы совместить его любовь к авиации, путешествиям и кулинарии с небольшим ресторанным бизнесом. Пошукав по Европе, Рето опечалился — старые турбопропеллерные самолеты, такие как DC-3 или Convair 440 Metropolitan оказались слишком дорогими для простого пилота. Но тут друзья подсказали, что в России с этим делом куда проще. Так и оказалось. В подмосковном Жуковском Рето и Ил-14 встретились друг с другом.

4ae18c06-c7df-4e0d-b815-df3b44b1eb6f.JPG
(с) фото Eddy, russianplane.net. Август 2001 г.

3. Ильюшин к этому времени был уже немолод, с военной службы его списали еще в 1991 году. А свое он отслужил — на крыло встал в далеком 1957-м, налетал за свои военные 34 года 9 148 часов. Его судьба была незавидна, и точь в точь бы повторила судьбу своих собратьев — быть порезанным на иголки, если бы не руководство части, которое сумело в то смутное время продать борт в частные руки. К моменту продажи самолет выглядел совсем печально, однако еще нес на борту свой номер — 21 Красный.

21red.JPG
(с) All rights reserved — Adrian Morgan, Москва-Мячково, апрель 1992 г. Фото с сайта www.oldwings.nl

4. Новый хозяин зарегистрировал борт в Российской Федерации Любителей Авиации, получив номер ФЛА-01146. Базировался борт в Мячково. Летал совсем мало — за семь лет налетал всего три часа. Самолет пошел по рукам. По ряду причин хозяин борта, на тот момент это был Олег Парфентьев, поменял регистрацию с российской на кыргызскую, и Ил-14 получил новую регу — EX-1146K.

01146a1.JPG
(с) All rights reserved — Yakfreak, Москва-Мячково, июнь 1995. Фото с сайта www.oldwings.nl

5. В 2002 году Рето нашел этот самолет уже в Жуковском. Позади остались долгие переговоры, а также получение документов и подготовка самолета к последнему перелету в Швейцарию. И вот, в 25 июня 2005 года старичок Ил-14 поднялся в свой последний полет — Москва-Варшава-Цюрих.

il14a.JPG
(с) All rights reserved — Peter Lewis, goatworks.com. Фото с сайта www.oldwings.nl

Кстати, кадр выше сделан с Як-52, над Боденским озером.

6. В аэропорту Цюриха самолет был приведен в состояние «самолет-ресторан» и отбуксирован за территорию порта, где вокруг него сразу начали возводить ангар.

il14_zrh5.JPG
(с) All rights reserved — Peter Lewis, goatworks.com. Фото с сайта www.oldwings.nl

7. 13 октября 2005 г. ресторан Runway 34 был официально открыт. C тех бизнес успешно функционирует, судя по отзывам на TripAdvisor. Что ж, предлагаю и вам посетить это заведение, пусть и виртуально.

IL-14_Zurich36.JPG

8. Прямо перед фасадом установлен Mirage IIIS Швейцарских ВВС. Здесь этот истребитель недавно, не более года, а раньше его можно было увидеть на постаменте в аэропорту Женевы. Напомню, именно такой тип пилотировал ранее хозяин заведения. На мой взгляд — это нереально круто, видеть перед своим ресторанчиком старого боевого друга!

IL-14_Zurich38.JPG

9. Там же стоит ретро-пожарка Красный Барон.

IL-14_Zurich37.JPG

10. Входим внутрь. На входе стойка рецепции, где получаем свой посадочный талон, все по-настоящему! 🙂

IL-14_Zurich34.JPG

11.

IL-14_Zurich1.JPG

12. Пока не многолюдно, ужин только начинается

IL-14_Zurich2.JPG

13. Передняя стойка шасси органично вписывается в интерьер

IL-14_Zurich3.JPG

14. Пока несут аперитив, самое время подняться на борт. Надпись на трапе на русском — ВПП-34

IL-14_Zurich19.JPG

15. На месте туалета сейчас хьюмидор, шкафчик для сигар. Только они разрешены в этой smoking area.

IL-14_Zurich17.JPG

15. Кстати, интересные слухи бродят по западным интернетам насчет этого самолета — мол этот борт возил лично Сталина. Учитывая год постройки самолета — 1957, это более чем забавно 🙂 Тем временем, мы уже внутри.

IL-14_Zurich14.JPG

16. Справа можно ознакомиться с элементами хвостовой части

IL-14_Zurich13.JPG

17. Проходим к кабине

IL-14_Zurich12.JPG

18. Справа рабочее место третьего члена экипажа, возможно штурмана. Настораживает переключатель «Расстояние до цели». Все за стеклом, поэтому много бликов и отражений.

IL-14_Zurich8.JPG

19. Слева под стеклом можно увидеть бортовой журнал данного Ила, видны записи от 1988 г. — в/ч 36790 и 40401 (а это, меж тем, Бобруйск, Белоруссия, похоже там свою карьеру дослуживал борт), а также кыргызское свидетельство о регистрации самолета от 2005 г.

IL-14_Zurich6.JPG

20. Самое интересное — кабина пилотов!

IL-14_Zurich7.JPG

21. Все приборы в целости и сохранности!

IL-14_Zurich9.JPG

22. Подробнее. Радиокомпасы.

IL-14_Zurich10.JPG

23. Юбки.

IL-14_Zurich11.JPG

24. Кабина в столь образцовом порядке, и стекла столь чисты, что редкий музей может похвастаться! Ну да ладно, выглянем наружу.

IL-14_Zurich16.JPG

25. Что удивительно — оставили название борта — «Россия». К одноименной авиакомпании, конечно же, Ильюшин не имеет никакого отношения.

IL-14_Zurich4.JPG

26. По правому борту. Ливрею, кстати, не меняли, как покрасил ее первый гражданский хозяин в 92-м, так осталось. Чуть освежили.

IL-14_Zurich21.JPG

27. Левый двигатель раскапотирован.

IL-14_Zurich29.JPG

28. Внизу — тоже авиауголок

IL-14_Zurich28.JPG

29.

IL-14_Zurich27.JPG

30. Спутник Бар. Ну пусть так, зато на русском 🙂

IL-14_Zurich26.JPG

31. Пора и за стол, коллеги заждались. Так что же у нас в меню? Правильно, Ил-14. Внезапно это оказалось Beef Tatar. Ладно бы Tartar, но татар? Тогда уж узбекскую кухню вспомнили бы, самолет-то, с Ташкента родом 🙂

IL-14_Zurich22.JPG

Следует отметить — и еда, и обслуживание — на высоком уровне! Так что рекомендую смело! По ценам не очень гуманно, но где наша не пропадала?

32. Еще несколько снимков..

IL-14_Zurich23.JPG

33.

IL-14_Zurich24.JPG

34. В крыльевых нишах также расположены столики

IL-14_Zurich25.JPG

35. Можно подняться на второй уровень

IL-14_Zurich30.JPG

36.

IL-14_Zurich31.JPG

37. …прикупить сувениры

IL-14_Zurich32.JPG

38.

IL-14_Zurich18.JPG

39. обойти самолет вокруг

IL-14_Zurich33.JPG

40. И попрощаться уже поздним вечером. Мы еще встретимся! 🙂

IL-14_Zurich35.JPG

Что же, смело могу сказать, реализация идеи самолета-ресторана в Цюрихе удалась на отлично! Возможно, это даже лучший в мире авиаресторан, но пока сравнивать мне особо не с чем. Во всяком случае, в планах у хозяина есть расширение бизнеса — покупка еще одного Ил-14-го, и открытие второго заведения уже в Женеве. От себя могу пожелать удачи в этом начинании, бывший пилот оказался успешным бизнесменом.

Как добраться? В общем, достаточно просто. Адрес — Rohrstrasse 67, 8152 Glattbrugg, Switzerland, забиваете в навигатор, если передвигаетесь на автомобиле, это предпочтительнее. Однако, несложно будет доехать туда и на трамвае — линия Glattalbahn, маршрут 10+12 остановка’Unterriet’, или же автобусом 510 из аэропорта — 3-я остановка ‘Unterriet.

Также рекомендую посетить самолет-отель, но это уже другой репортаж — «Самая необычная гостиница».

Большое спасибо моим швейцарским коллегам Алэну Шэфферу и Игорю Алмазову, без них этот репортаж не состоялся бы.
Special thanks to Mr. Aad van der Voet and his web-site oldwings.nl for the history oh this aircraft.
Historical photos belong to specified originators.