Начинаем наш рассказ о замечательном летнем путешествии вокруг озера Иссык-Куль.

В первой части мы заглянем на несколько дней на привычный Северный берег, прокатимся вдоль всего озера до Балыкчи. Далее повернем обратно, но уже по неизведанному Южному берегу. Оценим пляжи Каджи-Сая и заглянем в Тамгу.

Закаты чудовищной красоты с обеих берегов озера — бонусом!

2. Итак, начинаем наше путешествие. Для разнообразия решили заехать в Кыргызстан через Кегень. Проверим путь?

Первая часть дороги — новая платная трасса на Хоргос. Там все более, чем отлично, за минусом полного отсутствия инфраструктуры в виде заправок, туалетов, кэмпингов и кафе. Нет ничего — одна дорога вдоль полей и мимо деревень. Очень странное решение.
Далее — перегон от Чилика до перевала Кокпек — дорога хорошая, местами — свежий асфальт (и ограничение скорости). Ремонт наступает уже на перевал. Это замечательно.

Остановились в районе Чарына.

3. Где-то там, чуть дальше — Долина Замков.

Передохнули, едем дальше.

Далее — вполне сносный асфальт со следами свежего ямочного ремонта. Однако ближе к Кегеню — узкая дорога, проблема с обгонами тихоходов. Водителю нужно быть внимательным.

А вот от Кегеня и до границы, километров 20, начинается грунтовка, причем, дороги, по сути, две — слева — объезд, справа — подготовленная насыпь для новой дороги. На низколетах лучше лететь слева, по объезду. На машинах повыше — можно побыстрее по насыпи, притормаживая у валов. Вполне проходимо без особых проблем.

4. Граница и вереница машин разной степени проходимости и на европейских номерах большей частью.

В сторону Кыргызстана, в обеденное время понедельника, стояли 10 машин, общей сложностью проходили границу час. Обратно — 2 машины, 30 минут на прохождение. Отдельной строкой стоит отметить проворность кыргызских пограничников и крайнюю медлительность наших. Разница совершенно не в нашу пользу, казахстанским погранцам есть куда стремиться. Работают на расслабоне.

5. На этом фото мы видим, как газелист-скотовоз решил, по своему обыкновению, объехать очередь и вклиниться первым. Иностранцы, коих было большая половина, обескураженно молчали. Не молчали три местных экипажа, включая нас. Скотовоз был с позором изгнан в хвост, где благополучно заглох и сломался к чертям.

Далее, 37 километров плохой дороги, из них 5 км разбитого асфальта до приграничной трассы, затем поворачиваем направо на хорошую грунтовку (сотню держать можно на Форе) — километров 15, и самый сложный участок — остатки разбитого асфальта ледникового периода, благо всего 15 км. Неспешно, не торопясь, опять же — проедут все.

6. А в ущелье, по которому мы двигаемся, красота и нескончаемые мобильные пасеки. Имя им — легион.

7. Ехали мы как раз в те дни, когда с Сибири пришел Дым. Затянуло не только Алматинску область, но и весь Иссык-Куль, как оказалось. Подъезжаем к озеру, здесь все совсем в дыму. И так продолжалось еще дня три.

Вдоль озера по северной стороне — хороший асфальт в любую сторону, и населенные пункты через каждые пять км. Порой лотерея — угадай где начало и конец села, знаки здесь совсем не обязательны. Гайцы с радарами очень любят туристов и их наличные (в основном), но без нарушения не тормозят По крайней мере, наш опыт, мы там никого не заинтересовали.

8. Прибыли. Остановка первая, санаторий с неплохим сервисом — «Синегорье».

9. Чисто и цветочки, чудесный воздух и березовые аллеи.

10. Свой пляж без посторонних, хороший пирс, с которого так удобно нырять. Прям вот хорошо здесь.

11. Выбрали санаторий подальше от Чолпон-Аты и ни разу не пожалели. Здесь нет ни толп народа, ни навязчивого сервиса.

12.

13. Соседний подзаброшенный пирс.

14. Зато здесь красивейшие закаты!

15. Купайся, загорай, занимайся спортом. Чудесно, на первые три дня.

16. Потом, конечно, становится невыносимо скучно.

17. И от тюленьего лежбища мы переходим к активной части нашего путешествия. Стартуем в путь вокруг озера.

18. Чолпон-Ату, этот туристический муравейник пролетаем без остановок. Техстоп — в Балыкчи-Рыбачьем. Городок совершенно не впечатлил. Бывший промышленный город.

19. Неухоженно как-то все.

20. Зато здесь сохранился Ленин, и даже кинотеатр, конечно же «Иссык-Куль», не совсем заброшен, в отличие от грядущего Караколя-Пржевальска. Там тоже, к слову, Ильич живее всех живых.

21. Все, мы проехали все озеро по северной, «попсовой» стороне. Навигатор ведет через какие-то промзоны Рыбачьего, и вот мы уже на Южном. Здесь все как-то вот, немного, по другому.

22. Проезжаем интересный памятник с именами героев и 37-мм зенитным орудием. Необычный стиль.

 

23. Едем по узким долинам, зажатым между озером и горами. Потом едем вообще между гор, отдалившись от воды.

24. И вот, следующая остановка — Каджи-Сай. Сам посёлок находится чуть дальше от озера, в горах. Там же находится и заброшенный урановый рудник. У озера — туристический, так сказать, кластер.

25. На южном берегу все гораздо сложнее с хорошими отелями и пансионатами, в основном туристы здесь останавливаются в небольших гестхаузах. Здесь мы немного дали маху — заранее не забронировали жильё. Но на первую ночь получилось остановится в замечательном гестхаузе «Натали». Прямо вот луч света в темном царстве непритязательного каджисайского сервиса.

26. Уютно.

27. А еще здесь живет чудесный каджисайский кот!

28. Путь до озера ни долог, ни короток, но минут 15 неспешным шагом, да по узким деревенским улочкам.

29. Вокруг — абрикосовый рай!

30. Каждый второй дом здесь — гестхауз. Не считая каждого первого, где просто комнаты сдают туристам.

31. Но пора и на пляж, там как раз дают отличный закат. Без всякого преувеличения, зрелище было чудовищно красивым! Успели буквально чудом добежать. И оно того стоило. Серия снимков без слов.

32. Закат уже следующего вечера. Похоже, эти закаты — фишка именно Южного побережья.

33. Купаться в озере с таким видом — многого стоит. Пляж засыпает.

34. Немного психоделики — колченогая ржавая вышка и музыка из пляжных баров. Почти Burning Man.

35. Но, впрочем, пора нам уже в следующей день, изучить пляж Каджи-Сая и окрестности.

36. Итак, сам пляж. Он здесь достаточно просторен, места хватает всем.

37. По центру, так сказать, общий муниципальный пляж, по краям — пляжи нескольких пансионатов, доступ к которым также свободен.

38. Инфраструктура. Есть несколько пляжных баров, где допоздна можно выпить-закусить. Чуть дальше, за пляжем, есть кафе и столовые. Цены вполне адекватные, сервис относителен.

39. Вон за той юртой разводят форель. При вас пожарят — вкусно!

40. Можно взять в аренду зонтик.

42. Или катамаран.

43. Можно покататься на моторке. Правда вот — не знаю зачем.

44. Можно сходить на пирс, понырять. Только не на этот, этот что-то приуныл.

45. Когда-то здесь стоял забор, по всей видимости отделяющий пляж пансионата от общественного. Теперь все общее. Но остатки забора несколько напрягают, как и остатки причала выше.

46. Остатки вышки спасателя тоже намекают — знавал пляж и лучшие времена.

47. Вот этот пирс пока живой (спасибо), хотя и чувствует себя тоже не очень.

48. Наскальная живопись детектед. Свежак! Привет вам, Дамира и Урмат. Для потомков вы себя зафиксировали.

49. Зато отсюда открываются отличные виды на весь Каджи-Сай.

50. В пансионате слева мы остановились на вторую ночь. Плюсы — близость к озеру. Минусы — в общем-то, все остальное. Сервис на порядок ниже, чем на северном берегу, у похожих заведений. Лучше останавливаться у Натали, даже прогулка туда только плюсом покажется!

51. Где-то далеко стоит большой отель, интересно, живой ли?

52. Смотрите, какие шикарные виды! Каджи-Сай — удивительно атмосферное место!

53. Главное отличие Южного берега Иссык-Куля от Северного — это вода. На юге вода, как нам показалось, прохладнее. Но значительно чище и прозрачнее! На севере я такой воды не встречал. Да, мелкие рыбки даже мелькают на дне

54. Остановиться, кстати, можно и в юртах прямо на пляжах, как здесь их называют — Yurt-Camp. Аутентично, но на любителя.

55. В теньке глодает ветки катательный верблюд-миляга. Аттракционъ!

56. Минусы. Их немного, но они глобальны! Первое — грязно. Вроде как бы убирают, но скидывают прямо на пляже, за остатками другого забора. Да и убирают, прямо скажем, не особо качественно. Ну и туристы мусорят активно, свиней немало, к большому сожалению.

57. Общая неухоженность и разруха. Реально, видно, что раньше пляж выглядел лучше, а сейчас на него забили. Это откровенно печалит.

Вернусь ли я сюда еще? Возможно, на пару дней. Вода, закаты и виды здесь прекрасны. Но мусор и проблемы с сервисом точно не дадут задержаться. На озере масса мест с куда более развитой цивилизацией. Хотя, вложив совсем небольшие, по меркам отрасли, деньги, на этом месте можно сделать чудесный курорт. Но никому это не надо. Искренне жаль.

58. Что ж, пришло время прощаться с Каджи-Саем, выдвигаться дальше.

59. Следующая небольшая остановка — Тамга. К пляжу не спускались, но издали он выглядит симпатично.

60. Очередной юрт-кэмп, десятки их по побережью. Молодцы, на самом деле, при минимальных вложениях местные жители стараются создавать какую-никакую инфраструктуру для отдыхающих. И деньги зарабатывают, и туристы довольны.

61. Бухта Тамги и архар. Столб только портит весь вид.

62. Главное, за чем сюда заехали — памятник истребителю МиГ-21. Найти споттинг в этих краях было сложно, но мы сумели. ))

63. Говорят, раньше этот самолет был установлен у здания местной школы. Потом перенесли на высокий холм на озере.

64. К сожалению, памятник откровенно в плохом состоянии. Вандалы стараются. Впрочем, удивительно, что его вообще всего не сдали в цветмет. Судя по количеству пустых и разбитых бутылок вокруг — место избрано маргиналами для возлияний.

65. Но пока МиГ-21 опосредовано жив. Надеюсь, простоит долго. Жаль, история истребителя неизвестна — где летал, где служил.

66. у и напоследок — вид на горы и креатив выпускников этого года.

Пока всё. В следующей серии — поднимемся на высоту 3800 метров!

Вся Иссык-Кульская «Кругосветная» серия:

  1. Север, пляжи Каджи-Сай и Тамга.
  2. Водопады ущелья Барскоон и ледники плато Арабель.
  3. Каньон Сказка и ущелье Жеты-Огуз.
  4. Город Караколь — Пржевальск. 

Хранение фотографий — фото хостинг iMGSRC.RU