Четвертая, заключительная часть по Гаване. Сегодня мы переправляемся на тот берег бухты Гаваны.

С той стороны много интересного. Здесь и две крепости, включая самую большую на острове. И дом-музей Че Гевары. И статуя Христа на склоне. И чудесные трущобы совершенно без туристов. А обратно мы переправимся совершенно как местные жители — на чудо-пароме системы «плавающий сарай с мотором» и полюбуемся видами порта. В общем, вперёд!

2. Приехали на такси, сквозь подземно-подводный тоннель. Высадились. Пришлось брать билеты, вход платный. Приехали бы еще позже — зашли бы бесплатно, кассир с охранником сразу после нас просто ушли домой 🙂

3.  Сначала можно побродить по равелину, защищающему главные ворота. Здесь пушки и ядра. Впрочем, пушки здесь просто везде!

4. Включая таких вот мастодонтов. Серьезное жерло.

5.  Крепость Сан-Карлос-де-ла-Кабанья была построена в 1774 году как дополнительное укрепление Гаваны против захватчиков и пиратов, и стала самым масштабным сооружением, созданным Испанией в Америке. Протяженность крепости — 750 метров, а площадь — 10 гектаров.

6. История создания крепости, на самом деле, интересная. Сначала вход в гавань защищала одна крепость, Эль-Морро, которую испанцы построили прямо у входа в бухту. Крепость была серьезно вооружена 64 тяжелыми орудиями и гарнизоном из 700 человек. На южной стороне стоял форт Кастильо-де-Сан-Сальвадор-де-ла-Пунта. Канал также мог быть заблокирован цепью от Эль-Морро до Ла-Пунта, прямо как в старом фильме «Пираты».  Испанцы были вояки тертые, и англичанам не доверяли. Все правильно делали, к слову.

7. В июне 1762 года британцы таки пришли насчет повоевать. На 21 линкоре и почти 200 более мелких судах приплыли порядка 30 000 человек. Каррамба! — сказали испанцы, которых было в три раза меньше. Но не огорчились, а тут же натянули вот где-то здесь хорошую якорную цепь, и на всякий случай затопили на фарватере три своих старых линкора.

8. Англичане, не будь дураки, высадили войска подальше от крепости, и пришли осаждать Эль-Морро с суши. Свою артиллерию они установили на холме Ла-Кабана, как раз на этом самом месте, где мы сейчас. Тогда там не было ни крепости, ни завалящих редутов, только ополчение бегало, которое быстро перебили.

9. Маяк видите? Это и есть Эль-Морро. Игнорируйте слева Малекон, и тогда картинка будет не сильно отличаться от той, что наблюдали 250 лет назад британские солдаты. 12 тяжелых орудий и 38 минометов выпускали по крепости по 500 снарядов в день. Потом еще подключились корабли, но тут-то испанцы были на коне, и немедленно утопили три линкора с парой сотен моряков на борту. А вот на суше дела обстояли не так красиво.

10. Спустя месяц осады, британцы смогли захватить Эль-Морро.

11. И немедленно начали обстреливать Гавану. Город пал. Гавана на целый год перешла под британскую корону.

12. Впрочем, через год Испания и Великобритания решили помириться, и обменяли Кубу на Флориду. Так у США появился Майами, а Куба до сих пор не понимает английский. Но отвлеклись. Испанцы, вернув себе остров, сделали несложную работу над ошибками, и построили на злополучном холме новую крепость, теперь уже для защиты старой от сухопутных врагов. Вот только повоевать ей уже не пришлось.

13. Внутри небольшой сувенирный рынок. Так сказать, вечерний базар.

14. Количество пушек на порядок превышает количество посетителей. Впервые такое наблюдаю!

15. Закрытые двери, заколоченные окна.

16.  Внезапно — тупик. Разворачиваемся.

17. Но есть и хорошие новости в виде небольшого питейного заведения. Чего изволит синьор, ром или кофе?

18. Синьор изволит залезть на крепостную стену. Да-да, вон туда.

19. Ни ограждений, ни предупреждающих табличек. Свалился вниз, сломал себе шею — сам дурак. Думать надо. В суд здесь не подашь.

20. Но зато — чрезвычайно аутентично! Вот заброшенный бастион, сейчас к нему проход закрыт. А жаль.

21. Со стен открывается отличный вид на круизный терминал, где еще недавно мы швартовались на нашей красавице Армонии. Сейчас на её месте пришвартован не менее красивый лайнер — Norvegian Sun, порт приписки — Нассау. Прибыл из Майами.

22. И на камнях растут деревья. Именно так.

23. Старый центр Гаваны здесь под прицелом.

24. Под прицелом десятков орудий!

25. А если присмотреться в оптику, то и Малекон здесь как на ладони.

26. А вот и сама крепость, взгляд со стороны. Мы — где-то там.

А вот в XIX веке на территории крепости была устроена тюрьма, тут производились расстрелы патриотов кубинских войн за независимость, в крепости отбывал заключение сам Хосе Марти.

27. А вот памятное место — здесь в 1994-м году бывал Фидель Кастро.

Крепость сыграла свою роль и в кубинской революции: 3 января 1959 года Эрнесто Че Гевара взял ее штурмом и организовал тут комендатуру.

28. Гуляем дальше. Туалет системы «сортир крепостной». Гигиена прежде всего!

28. Пушки — как элемент декора стены. Вообще, в те времена, внутри крепости находилось 120 медных орудий и большие склады для хранения продовольствия и боеприпасов.

29. А вот с этих еще можно разок стрельнуть — как минимум по вертикали они наводятся.

30. Здесь же — исторические солнечные часы. Конечно же — врут. Но врут красиво.

31. Колодец, причем непростой. Крепость была спроектирована по всем правилам военно-оборонительного искусства того времени. Под этими камнями скрываются большие резервуары для питьевой воды. Сама же вода собиралась с дождевых стоков всех крыш крепости.

32. Есть здесь, конечно, и своя часовенка.

33. Все, время на посещение этой крепости вышло, а на Эль-Морро совсем не осталось. Жаль, оставим на следующий раз. Выходим в люди. В людях же — привычная уже разруха и нищета.

34. Небольшая прогулка вдоль крепости, проходим мимо экспозиции военной техники времен Карибского кризиса, о которой я уже рассказывал в прошлом репортаже. И вот мы дошли до дома, где жил Эрнесто Че Гевара. Скромный домик с чудесным видом.  Внутри — небольшой музей, к этому времени уже закрытый.

 

35. Напротив дома — статуя Христа.

36. Статуя сооружена из 67 блоков каррарского мрамора, приобретённых в Италии и лично освящённых папой римским Пием XII.  Она была открыта 24 декабря 1958 года, причем возвели её всего за 15 дней до того, как 8 января Фидель Кастро вступил в Гавану в ходе Кубинской революции. В тот же день в статую ударила молния и повредила её, однако впоследствии она была восстановлена.

37. Высота статуи не особо впечатляет — около 20 метров. Но на холме она смотрится органично.

38. Район Касабланка, зеленый чуть более, чем полностью. Это вам не Старый город с его каменными джунглями.

39. Приложение MAPS.ME активно советовало спуститься к паромной переправе коротким путем, тропинкой. Сразу скажу — вход на эту тропинку в зарослях найти было не просто! Однако справились, и спускались по реально богом забытой крутой дорожке, среди трущоб и фавел. Удивительные ощущения!

40. Даже сложно представить, что в этой чащобе живут люди, в лачугах разной степени разрушенности. Однако это так.

41. О, вон она, цивилизация виднеется.

42. Туристами здесь и не пахнет. Сюда они не забредают. Тем интереснее побродить по окрестностям!

43. Эта площадь оснащена вай-фаем. Местные жители как лакмусовая бумажка — все с головой в своих телефонах.

44. Здесь даже бегает пригородный поезд, эдакий транспортный узел — пересадка с жд-транспорта на водный. Касабланка называется, в честь района.

45. Интересное место, смело можно рекомендовать как Гавану нетуристическую.

46. Мы вон там, у причала. Ждем паромчик.

47. А вот, собственно и он. Взяли плот, построили на нем сарай, прицепили мотор и — вуаля, паром через бухту для местных жителей готов!

48. Я не знаю, сколько песо стоит поездка для местных жителей, но с нас взяли по куку (доллару). Уверен — сильно переплатили, ну да ладно. Где еще такой аттракцион встретишь. Целая прогулка по акватории немаленького порта!

49. Слева здесь — военная гавань.

50. Пришвартован флагман кубинских ВМС — фрегат Rio Damuji, в девичестве — старый испанский рыболовецкий траулер. Вооружен парой советских ПКР П-15 Термит.

51. Немало здесь и гражданских судов разнообразного назначения.

52. Обходим круизный терминал, единственный выживший из пассажирских. Остальные заброшены и неотвратно разрушаются. Но сюда приплывают живые доллары, поэтому за этим терминалом ухаживают.

53. Десантируемся в уже привычный и неплохо изученный район порта. Ловим такси — и вперед!

54. Малекон на закате — за эти виды Гаване можно простить все недостатки!

55. Здесь обязательно нужно побывать, и именно — вечером. Крайне романтическое место. Крайне!

56. Время прощаться с Гаваной. Еще будет авиационная часть, но это уже совсем другая история.

57. Все, пожалуй, про Гавану. С вами были мы. Адьос, амигос!

PS Почти все снимки в данном репортаже сняты на телефон. Сам виноват — нужно вовремя заряжать батарейки камеры. Но — что вышло, то вышло.

Ранее в карибской серии:

Гавана Парадная
Американская классика Гаваны
Трущобы Гаваны
Гавана Музейная


Хранение фотографий — скромный фото хостинг iMGSRC.RU