Пожалуй, самый удивительный день во всем канадском путешествии. Мы добрались до цели — увидели скалу Персе-Рок, побывали на острове Бонавентюр, где познакомились с огромной колонией замечательных олуш, посетили самый настоящий птичий базар.

Итак, пятый день в Канаде, мы на самой восточной оконечности полуострова Гаспе, провинция Квебек. Здесь находится самая известная достопримечательность в здешних краях — скала-с-дыркой Персе-Рок. Именно за видами на эту скалу сюда приезжают тысячи туристов со всей Канады. Нас ждет небольшое морское путешествие и национальный парк  Parc national de l’Île-Bonaventure-et-du-Rocher-Percé.

2. Ранее утро. Пасмурно, легкий дождик — обычная погода для июля в этих краях. С веранды нашего отеля открывается отличный вид и на скалу Персе-Рок, правда в профиль, и на остров Бонавентюр. Нам, собственно, туда.

3. А вот так выглядит наш отель, главный корпус. Лучше места в округе просто не найти.

4. Ладно, спустились в поселок. Между прочим, Персе входит в ассоциацию самых красивых деревень Квебека. Даже такая есть, ага. Ну что сказать, бывшая рыбацкая деревушка очень мила. Сейчас она заточена под туристический бизнес чуть более, чем полностью.

5. Музеи, ресторанчики, сувенирные магазины с богатейшим ассортиментом морского барахла — все, что душе угодно.

6. Этот старинный дом, похоже, подняли, передвинули в сторону, и сейчас готовят для него новый фундамент. А еще, это церковь.

7. Обойти поселок можно за час, заглядывая в каждый уголок. Уютно и немного кукольно. Деревушка, кстати, немолода, основали её рыбаки в 1842 году.

8. Прибрежную линию активно модернизируют. Вышки наблюдения за скалой, сцена для уличных музыкантов — скоро здесь будет весьма обустроено.

9. Впрочем, рыбаки здесь еще остались. Квоты на треску и лобстера правительство со скрипом, но выдает, вот эти ребята и осваивают.

10.  Суровая, мужская профессия.

11. В любом местном ресторанчике вам предложат этих омаров, которые с утра еще щелкали клешнями на дне.

12. А вот и наш кораблик швартуется — Капитан Дюваль II, ежедневные рейсы в до Бонавентюра и обратно. Кэп Дюваль, кстати, вполне себе историческое лицо, и, внезапно, пират!

Дюваль был простым доктором в Новой Шотландии, но однажды загнанный в долги, решил покончить с ними, раз и навсегда.  Собрав команду из отъявленных авантюристов и сорвиголов, в число которых входили и беглые рабы (капитан Дюваль всегда лояльно относился к людям любого цвета кожи, за что его и любили), он отправился в бою добывать свое пропитание, охотясь на проходящие корабли, и навевая страх на всех торговцев в округе. Но сколько веревочке не виться, но пришел черед и Дюваля ответить за свои поступки, он был прижат английскими бригами почти вплотную к утесу Гаспе. Дюваль решил сохранить сокровища, что были на его корабле. Один из местных индейцев показал ему путь на вершину Обелиска, как и называется главный пик утеса.  Кое-как втянув на вершину Обелиска сундуки с золотом, пираты взорвали на вершине бочку с порохом, что раскололо вершину. Скол этот и правда существует, вот только доподлинно неизвестно, есть в скальной толще скрытые от глаз сокровища. Ученые не исключают этого факта. (с)

13. Отчалили. Маршрут прост — крутимся вокруг Персе-Рок, осматриваем со всех сторон, затем уходим на остров.

Итак, мы у главной достопримечательности всей округе. Спроси любого геолога — что это? «Хех!» — ответит бородатый мужик в штормовке — «Да это же известняковое образование аж с Девонского периода. Думаете это просто камни? Как бы не так! В толще скалы окаменели раковины брахиопод, да остракод. Даже трилобиты отметились здесь своими панцирями. Вот такая вот штука — в незапамятные времена ползали себе по дну, размножались, а сейчас рраз — и утёс.» — Скажет, и раскурит свою трубочку. А мы поплывем дальше.

14. «Обелиск». Именно здесь, говорят, и спрятан клад капитана Дюваля. Удивительно, но до сих пор на вершину лезут храбрецы, хотя это и запрещено законом и карается крупным штрафом. жажда кладоискательства перевешивает.

14а. Место историческое. Сюда в 1603 приплыл сам Самюэль де Шамплейн (упоминал о нем в прошлых сериях). Причем раньше утёс выглядел немного не так — арки было две, одна обвалилась в 1845 году. Вот так выглядела скала в 1760 г., на картине Харви Смита:

«Вид на Пирсинг-Айленд, замечательный камень в заливе Св. Лаврентия — в двух лигах к югу от залива Гаспе-Вью-де-л’Иль-Персе, разбойник, оставшийся без посторонней помощи» — и это все название картины, да. (с) Викиданные.

15. Справа, на материке, змеится дорога, по которой мы сюда и спустились. Вон там, наверху, неприметное здание  нашего отеля.

16. Внимательно осмотрев и отсняв Персе-Рок, (подробно в ролике ниже) двинули дальше. Дождь перестал, но на смену ему пришел ТАКОЙ ветер, что продувает сквозь дождевик и куртку. Очень холодно! Это неправильный июль!

17. Подошли к острову. Бонавентюр невелик — четыре квадратных километра. С этой стороны остров исключительно скалист.

18. Скалы здесь суровы и слегка полосаты. Остров является основной и базовой частью национального парка Parc national de l’Île-Bonaventure-et-du-Rocher-Percé.

19. Все склоны просто усыпаны птичьими гнездами, недаром  остров является одним из крупнейших и наиболее доступных птичьих заповедников в мире. Хотя, насчет доступности, я бы поспорил.

20. Местные «фирменные» скалы, под острым углом уходящие в море.

21. Первое знакомство с олушами, пока на расстоянии.

22. В этом месте, рядом с олушами тусят другие птички, мною не опознанные. Сдается мне, это олушата-подростки. Не пингвины!

23. Сверху — это не снег. Это птицы. Десятки тысяч птиц!

24. Внизу, под скалами, рыбаки добывают лобстера.

25. Чайки — лучшие друзья рыбаков.

26. Когда-то давно остров был заселен. Сначала здесь жили монахи-францисканцы. Потом его плотно оккупировали рыбаки, основав один из первых рыболовецких портов в Новой Франии. Ну а В 1919 году остров стал миграционным птичьим заповедником в связи с Конвенцией по перелётным птицам 1916 года, принятой Канадой и США. Но люди здесь жили до 1971 года, когда Бонавентюр был выкуплен правительством Квебека, и всех жителей попросили освободить жилплощадь. С тех пор здесь никто так и не живет, кроме птиц да рейнджеров.

27. Обошли кругом остров, вновь на траверзе поселка Персе. Вот он, на крутом берегу, в трех километрах от нас.

28. Отсюда же — классический, я бы сказал канонический вид на утёс Персе. Открытка под дождем.

29. Причаливаем. Именно здесь находится база рейнджеров, которые следят за парком. Флаг Квебека приветствует туристов. После высадки на берег, нам был проведен инструктаж (с троп не сходить, птиц не шугать, барсуков не бояться), причем все пассажиры столпились возле франкоязычного оратора, на английском захотели послушать только мы, да пара канадцев из Онтарио.

30. По острову проложено несколько троп разной сложности, на каждую указано среднее время прохождения. Очень удобно, можно отлично рассчитать время нахождения на острове, и выйти как раз к отходу следующего рейса.

31. Рванули. За 40 минут мы должны пройти весь остров практически по прямой, самый легкий уровень, иди себе да иди.

32. Окрестности живописны, местами бурелом из сухостоя такой, что с тропы не сойдешь при всем желании.

33. Все, дошли! Вот он, самый настоящий птичий базар. NatGeo живьем!

34. Вокруг десятки тысяч птиц. Летают, бегают, дерутся, орут и ухаживают друг за другом.

34. Вот эта пара олуш будто позирует для тысяч открыток, плакатов, статуэток и прочей сувенирки в местных магазинах. Между прочим, это ритуальная церемония — смена караула наседки. Мама пошла на обед, папа высиживает.

35. Вот это вот всё вокруг — это северная олуша. Как правило, образует большие колонии из нескольких тысяч пар и гнездится на обрывистых скалистых берегах небольших островов. Здесь для них — идеальная среда.

36. Природа щедро наделила олушу — обтекаемое тело в форме сигары, длинные узкие крылья, тонкий клюв с зубцами, ноги с плавательными перепонками, заросшие внешние ноздри и дополнительные внутренние ноздри с перепонкой — все служит одной цели.

37. Олуша — отличный рыбак! С большой высоты олуша ныряет на глубину до 12 метров (!), где и добывает отличную жирную атлантическую сельдь, а порой даже скумбрию. Олуша умела, будь как олуша!

38. Вкусные и нажористые морские водоросли — отличный десерт после селедочки.

39. А еще олуша голубоглаза и очаровательна,не правда ли?

40. Олуши-самцы — заботливые ухажеры и отцы семейства. Пойти на лужайку, нарвать травки для любимой птички, принести — да с удовольствием!

41.- Дорогая, у меня для тебя сюрприз!
— Ах, не может быть! Ты такой заботливый!

42. Раньше жители острова невозбранно охотились на птиц, пока их не выгнали  острова. Теперь в птичек нет врагов на острове, популяция активно растет. Обилие пищи в заливе Святого Лаврентия и наличие пространства на острове для размещения гнезд способствуют этому росту.

44. 70% популяции олуш живет именно здесь, на плато. Кстати, рыбаки тоже иногда пользуются услугами птиц — если ткнуть отдыхающую на воде олушу веслом, то та, прежде чем взлететь, отрыгивает несколько рыбин (сбрасывает балласт), по которым можно определить, косяки каких рыб кормятся поблизости.

45. На берегу правительство воздвигло здоровенную вышку для наблюдения за птицами. Залезем?

46. Да, сверху зрелище еще более удивительное! Все таки, одна из крупнейших популяций олуш в мире!

47.  Продолжительность жизни олушей в дикой природе составляет до 25 лет.

48. В отсутствие ветра северная олуша летает со скоростью 55—65 км/час. Крылья, как видите, узкие и длинные, размах крыльев — до 180 см, а в длинну птички вырастают до метра. Олуши практически не обладают способностью к вертикальному взлету — им нужен хоть небольшой, но разбег. В безветрие и при относительно большом волнении на море птицы неспособны взлететь и подолгу отдыхают на плаву.

49. Наблюдать за олушами можно часами. Завораживающее зрелище!

50. Также на острове крупная популяция бакланов. А вообще, здесь зарегистрированы 293 различных видов птиц, посещающих, совершающих миграцию или живущих на острове Бонавентюр. Птичий рай.

51. Обратно идем вдоль побережья острова, по длинной тропе. Она будет уже посложнее, местами приходится карабкаться по склону. Но интересно! Вот, выходим к заливу.

52. Потеплело, утих ветер. Все таки, лето вокруг!

53. Вот и наш утёс, вдалеке виднеется.

54.На этом берегу жили рыбаки, до 1971 года. Этот дом 48 лет как без присмотра. И как-то ему поплохело.

55. О, наш пиратский капитан уже у причала. Надо поднажать, а то еще час загорать придется здесь. А на вторую часть дня у нас еще большие планы.

56. Впрочем, торопятся не все. Если программа не плотная, здесь можно гулять целый день.

57. Всё, успели! В путь.

58. Можно сидеть в комфорте и тепле внутри, пить горячий кофе, но снаружи, конечно же, интереснее.

59. Здесь водятся киты. Часто туристы снимают их прямо с катера, или с острова. Но в этот день китов мы так и не встретили, Пришлось компенсировать следующим днем и Тадуссаком. Это будет позже.

60. Очередной Дюваль катает туристов вдоль скалы. Мы же идем прямым путем к Персе.

61. Самое время помахать на прощание Бонавентюру, самому удивительному острову, где мне приходилось побывать.

62. Все, мы на месте. Причаливаем, растолкав рыбацкие лодки.

63. Отличный пляж, можно смело купаться, но как-то не тянет. Северная Атлантика даже в июле — совсем не курорт. Впрочем, Атлантику мы освоим вскоре, но гораздо южнее.

64. Вся эта прогулка в трехминутном видеоролике. Вы слыхали, как поют олуши?

65. Что сказать, национальный парк Персе Рок просто удивителен! Будете в провинции Квебек, найдите дня 3-4, возьмите машину и обязательно отправляйтесь в Гаспези. Там замечательно!

Ну а мы отправляемся в следующий национальный парк полуострова Гаспе — Форийон.

Вся канадская серия:

1. День в Монреале
2. Квебек — французская Канада
3. Квебек. Водопад Монморанси и базилика Святой Анны
4. Подводная лодка Onondaga
5. На север, вдоль реки Святого Лаврентия
6. Скала Персе и олуши на птичьем базаре.
7. Национальный парк Форийон.
8. Киты Тадуссака
9. Горнолыжный Тремблан
10. Ниагарская подкова
11. Торонто и озеро Онтарио.